Степан Гейц и ПСРЗ неразделимы

В начале сентября судоремонтники, ветераны Приморского судоремонтного завода отметили 100-летие своего директора — Степана Николаевича Гейца, человека, память о котором жива, несмотря на то, что его не стало давно — в мае 1977 года. За свои 65 лет жизни первый директор ПСРЗ сумел сделать невообразимо много — построить завод, со временем провести реконструкцию предприятия, возвести целый микрорайон жилых домов, сплотить коллектив, создать замечательную семью и вырастить двух дочерей…

Конечно, рядом всегда были единомышленники, люди, для которых он был если не кумиром, то человеком, умеющим увлечь настоящим делом, нередко просто заставляющим поверить в то, что любую сложную задачу можно решить, если очень захотеть.

… Прошёл юбилей. Встреча заводчан, состоявшаяся в школе №22, вылилась в вечер воспоминаний о первом директоре ПСРЗ. Но оказалось, что ещё не всё было сказано на нём. И вот новая встреча с заводчанами. Она прошла в краеведческой библиотеке «Родник», что на ул. Юбилейной, 8.

Портрет нашего земляка, словно картина графика, складывался из мозаики воспоминаний тех, кто знал лично Гейца и его семью.

Хозяйка — заведующая библиотекой Наталья Толмачёва, перед беседой показала книжные шкафы, стеллажи, банкетки — вся мебель была изготовлена по специальному заказу заводом в период руководства коллективом Степана Николаевича Гейца для открывшейся для детей Южного микрорайона библиотеки. Большая часть её сохранилась и сейчас в неплохом состоянии. К слову, здесь ведётся летопись истории Приморского судоремонтного завода, города, микрорайона.

Ветеран предприятия Тамара Ушакова добавила ещё один примечательный факт: завод постоянно оказывал помощь подшефным учебным заведениям — школам №№ 3, 6, 22.

Супруги Ушаковы приехали в наш город в 1965 году. Бориса Ильича, разметчика пятого разряда Дальзавода, как рассказывает Тамара Тимофеевна, привлекла возможность быстро получить жильё, которое предоставляла специалистам дирекция строящегося судоремонтного завода в Находке, ведь в семье уже росли два сына. Сама она, выпускница Владивостокского судостроительного техникума, устроилась поначалу технологом первого цеха, а позднее трудилась в этой должности в планово-экономическом отделе.

— Первое впечатление незабываемо, — делится она, — и завод, и город представляли собой огромную стройку. Перемены происходили с фантастической скоростью, вроде только залили строители фундамент нового цеха, а вот уже выросли корпуса, не успели привыкнуть к грузотакси в роли общественного транспорта, как появились автобусы… Встречаясь с заводчанами, вспоминаем самые счастливые моменты, как ездили в грузовиках с песнями в подшефный колхоз, работали на субботниках, ходили на праздничные демонстрации… Все знали друг друга в лицо, здоровались, интересовались делами. А ещё стремились добиваться большего, учились. Мой муж закончил на заочном отделении Хабаровский политехнический институт, вырос с годами до главного технолога машиностроительного комплекса.

Такой микроклимат создался в коллективе во многом благодаря нашему директору — Степану Николаевичу Гейцу. Помнится, он приходил на завод очень рано, обходил подразделения, внимательно выслушивал всех, кто к нему обращался. Он очень уважительно относился к рабочим, в ту пору костяк коллектива составляли высококвалифицированные специалисты, настоящие мастера своего дела. Подросли наши сыновья и пришли на завод. Старший Николай продолжительное время работал в бригаде, а младший Игорь и сейчас трудится на Приморском заводе.

По распределению после окончания Сибирского металлургического института, что в Новокузнецке, приехала в Находку Людмила Куликова.

— Планировала — отработаю положенных три года и уеду, — рассказывает Людмила Петровна, — а осталась на всю жизнь, без малого 30 лет прошло-пролетело на Приморском судоремонтном заводе. В первые годы работала мастером, технологом, а затем назначили меня главным металлургом. Муж Олег Васильевич трудился мастером модельных работ. В семье появился ребёнок, а тут ещё сестра приехала, жить вчетвером в 12-метровой малосемейке стало невмоготу. Решилась я обратиться к Степану Николаевичу Гейцу с просьбой помочь решить квартирный вопрос. А в конце шестидесятых с жильём было очень трудно — коллектив рос, постоянно прибывали молодые специалисты. Директор, внимательно выслушав, пообещал, мол, найдём комнату побольше. А через четыре месяца мы справили новоселье в … двухкомнатной квартире в новом доме. Со временем нашей семье выделили четырёхкомнатную. Разве такое забудешь? В период работы на заводе я смогла осуществить мечту — совершила круиз вокруг Европы, побывала во многих городах СССР.

С середины шестидесятых началась трудовая деятельность на ПСРЗ Валентины Кокоша, технолога корпусно-сварочного цеха, затем конструктора. Как и у многих её коллег, на предприятии работал и её муж Антон, прошедший путь от мастера до заместителя начальника цеха.

— Заводчане были очень дружными, — вспоминает она. — Все праздники отмечали вместе, пели. У нас был свой аккордеонист Арнольд Гамс. Это было самое счастливое время. Нас тянуло на работу. Буквально каждый день был насыщен, причём не только производственной работой, но и общественными делами. Было развито техническое творчество, рационализаторы постоянно занимались усовершенствованием имеющегося оборудования, техники. Это поощрялось и поддерживалось нашим директором — Степаном Николаевичем, инженерной службой. Словом, жизнь кипела. А самое главное — мы были уверены в завтрашнем дне, в том, что будем расти в профессиональном плане, не останемся без крыши над головой… Мы ощущали заботу о наших детях. Кстати, нашей маленькой дочери место в садике дали буквально через месяц после того, как написали заявление…

Самой старшей моей собеседнице Дине Исаевне Нинадовской 88 лет. Она рассказала, что она и её супруг Николай Алексеевич были дружны с семьёй Гейца.

— Мы были знакомы с 1947 года, — вспоминает она. — Дочери Степана Николаевича и Таисии Емельяновны Алла и Лариса и наша Людмила учились вместе во владивостокской школе №14. Став директором нового завода в Находке, Гейц переманил моего мужа к себе. Николай Алексеевич работал главным строителем, был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Помню, уезжать из краевого центра очень не хотелось, ведь только обосновались в домике, построенном японскими военнопленными, но пришлось… И не пожалели, Находка стала родной, здесь выросли наши дочь и два сына. Сейчас у меня пять внуков, восемь правнуков. Это ли не счастье? Счастье было и в том, что рядом были замечательные люди — Степан Николаевич и его жена Таисия Емельяновна, о которых невозможно забыть. Не было случая, чтобы они отказали в помощи тем, кто к ним обращался. Их уж нет давно, а перед глазами, как будто это было вчера, гостеприимный хлебосольный дом, интересные беседы о жизни и, конечно, о предприятии. Степан Николаевич Гейц и завод — понятия неразделимые.

Подготовила Ольга ЧИКИЛЬДИНА
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.