Известный художник Геннадий Омельченко отмечает большую дату: ровно 50 лет назад уроженец Партизанска, выпускник Владивостокского художественного училища, приехал в Находку, чтобы задержаться здесь на долгие годы, воспитать двоих детей, получить признание в мире искусства, стать почетным жителем нашего города.
Но спросите у юбиляра, в каком году ему присвоили звание «Почетный житель», и Геннадий Алексеевич непременно споткнется. Вопросом на вопрос ответит: «К 60-летию города? Нет?».
Перебрав варианты, художник выкинет «белый флаг». В знак оправдания скажет:
— Ну, не знаю… Вот зрительная память у меня отличная. Людей и предметы рисую запросто — «из головы». Приятно, конечно, когда отмечают твой труд. Для меня здесь главное, что впервые в своей истории маленькая молодая Находка выразила почтение художнику.
А мы напомним, что в 70-е годы прошлого века Геннадий Омельченко был главным художником города при отделе архитектуры. Под его непосредственным руководством формировался художественно-эстетический облик Находки. Более двадцати лет он возглавлял худсовет Находкинского отделения Приморского художественного фонда. Будучи членом Союза художников России, неоднократно представлял свое творчество на краевых, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. 19 декабря 1997 года ему Указом Президента РФ было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». Звание «Почетный житель Находки» художник получил в 2006 году.
Буквально пару месяцев назад имя находкинского художника попало во Всемирную энциклопедию искусств. До Г. Омельченко такой чести не удостаивался ни один художник Дальнего Востока. В свои 76 лет «мэтр приморского авангарда, патриарх постмодернистского изобразительного искусства на Дальнем Востоке», как художника называют специалисты, остается новатором, подвижником и философом и убежден, что яйцо «первее» курицы, что живописи научить нельзя, а научиться можно, и что мир устроен художественным образом, только мы обычно этого не замечаем. Художник наматывает километры от дома до мастерской, стоит у мольберта каждый божий день без отпускных и выходных, заработал недавно инфаркт. Искусство требует жертв?
Геннадий Алексеевич соглашается: его творчество со временем ушло от социальной направленности и приобрело философскую глубину. «Чем длиннее прожитая жизнь, — говорит он, — тем понятнее, что только внутри себя человек черпает силы. А для этого надо накапливать. Все стоящее делается в тиши, когда можно размышлять и работать над собой».
Омельченко любит Находку, ставшую за полвека родной. «Чистенький, ухоженный, благоустроенный город», — отмечает художник. Это — что касается быта. А в духовном смысле мы, по мнению мастера, остаемся провинциальным городком. И на то, чтобы «выплыть» из этого состояния, понадобится время.
Юрий БОДУХИН Фото автора