ПЕРВОГО июля начало действовать Соглашение между Правительством РФ, республиками Беларусь и Казахстан. В нем определен новый порядок оформления товаров, перемещаемых через границу железнодорожным транспортом, на основании вступившего в законную силу кодекса Таможенного союза. Этот документ основывается на положениях международной конвенции об упрощении и гармонизации процедур досмотра импорта и экспорта грузов (Киотская конвенция 1973 года). По итогам месячной работы руководители Находкинской таможни провели пресс-конференцию.
Временно исполняющий обязанности начальника Находкинской таможни Олег Ануфриев сообщил, что трудностей в работе по новым правилам его коллеги не испытывают, потому что подготовились заблаговременно. Изучена нормативно-правовая база Таможенного союза, разъяснены нововведения участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для этого организовывались рабочие встречи, конференции и совещания с представителями бизнес-сообществ, созданы ситуационно-консультационные центры, предназначенные для подготовки оперативной информации, открыли круглосуточную «горячую линию» в режиме онлайн, все необходимые сведения размещены на стендах таможенных органов и отправлены по электронной почте многим участникам ВЭД.
— В течение месяца поступило 28 вопросов, касающихся порядка оплаты таможенных пошлин на ввозимый товар и запретов, прописанных в новом кодексе. За разъяснениями к нам обратились 60 руководителей различных рангов. Отвечать старались оперативно и ёмко. Сегодня звонки крайне редки, следовательно, неясностей практически не осталось. Очень своевременно помогла информацией Федеральная таможенная служба (ФТС), направив нам разъяснения, какие нормы старого таможенного законодательства РФ не противоречат нынешнему кодексу. Ими мои коллеги и руководствуются до принятия федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Сейчас законопроект направили на доработку. Надеемся, что в сентябре этого года он вступит в силу, — рассказывает Олег Борисович.
— В июле на рейде скопились суда в ожидании разгрузки. По какой причине случились эти сбои?
— Это не связано с изменением таможенного законодательства. Все требования к документам, которые необходимо нам предоставить, практически остались прежними. Но не все участники ВЭД подготовились к работе в новых условиях, хотя сотрудники таможни предупреждали о необходимости её перестроить ещё в конце 2009 года. Задержки случаются из-за несогласованности между участниками перевозочного процесса: экспедиторами, брокерами, работниками ЖД, они не всегда выполняют требования таможенного законодательства. Мы же сразу предприняли необходимые меры, чтобы не нарушать сроков проведения операций. Со второго июля перешел на круглосуточный режим работы отдел контроля за транзитом, расположенный в порту Восточном. Согласно Таможенному кодексу груз обязаны оформить за сутки, мы же это делаем за два, максимум пятнадцать часов, в зависимости от сложности декларации. Для ускорения процесса прохождения документов предлагаем компаниям самим выступать в качестве декларанта таможенного транзита и предварительно информировать нас о товарах, перевозимых в контейнерах.
Из-за замедления процесса таможенного оформления транзитных грузов в Находкинской транспортной прокуратуре прошло совещание, в котором приняли участие представители всех заинтересованных сторон. Для оперативного решения возникших проблем создали совместную рабочую группу. Так же договорились провести хронометраж с момента прибытия товара до его вывоза, чтобы посмотреть, где нужно вмешаться. На мой взгляд, сегодня ситуация под контролем, она менее критическая, чем была в первых числах июля.
— Зачем нужно было принимать новый Таможенный кодекс, если возникли дополнительные проблемы?
— Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС – значительный шаг вперед. Три государства функционируют в едином режиме, это дает возможность сократить время выпуска декларации и проведения фактического контроля товара. Если прежде таможня имела право продлевать сроки, то сегодня они строго лимитированы.
— Деятельности каких организаций коснулись нововведения?
— Управления Россельхознадзора — ветеринарного и фитосанитарного ведомств, Федеральной службы защиты прав потребителей и благополучия человека. С представителями находкинских отделов этих организаций сотрудники таможни провели совещание, на котором обозначили позиции, требующие скорейшего разрешения, – прохождение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля.
— Изменились ли правила ввоза товаров массового потребления?
— Раньше для физического лица норма ввоза была 35 килограммов стоимостью не более 65000 рублей, в настоящее время 50 кг на сумму, эквивалентную полутора тысячам евро. В случае превышения ограничений таможенный платеж составит 30%, но не менее четырех евро за каждый лишний килограмм. Сняты льготы на неделимый товар для личного пользования – сегодня положено не более 30 килограмм. Если турист везет, например, морозильную камеру 40 килограммов, он будет платить совокупный таможенный платеж. Отслеживается и частота перемещений физических лиц. Если раньше они могли воспользоваться льготой только раз в месяц, то сейчас ограничения нет, но сотрудники таможни контролируют поездки. Россиянина, который посещает зарубежную страну несколько раз в течение 30 дней и ввозит однородный товар, сотрудники таможни вправе проверить дополнительно и выяснить, действительно ли он делает покупки для себя или своей семьи, — разъясняет заместитель начальника отдела таможенных процедур и контроля Наталья Бережная.
— Насколько снизились объемы перевалки леса?
— Из-за увеличения таможенных пошлин сократились в 2,5-3 раза. А с 1 января 2011 года они станут и вовсе запредельными. Многие предприятия перестраиваются – переходят на вывоз пиломатериалов, на них пошлины значительно ниже. Лидеры по переработке древесины группа компаний «Тернейлес» — таких заводов в России единицы. У «Тернейлеса» многомиллионные контракты с Японией. Востребована российская древесина и в Китае.
— Изменилось ли количество ввозимых автомобилей или осталось на уровне прошлого года?
— Статистика ввоза автомобилей нестабильна — в среднем от 1000 до 1500 в квартал. Цифры держатся на уровне января 2009 года.
— Какой товар задерживали в последнее время?
— Буквально на днях при помощи мобильно-инспекционного досмотрового комплекса (ИДК) задержали контейнер с элитной алкогольной продукцией. На коньяки и вина высших сортов отсутствовал акциз. В основном сотрудники таможни сталкиваются с нарушениями ввоза товаров народного потребления, сигарет, спиртного.
— Упростит ли работу таможенной службы единое экономическое пространство?
— Безусловно, ЕЭП, которое должно вступить в силу с мая 2012 года, поможет нам в работе. Прежде всего, не будет никакой самодеятельности. Например, из Беларуси можно поставлять автомобили в режиме временного ввоза, но, если их продавать на территории нашей страны, необходимо платить уже российские таможенные пошлины, это неправильно. Должно быть строго соблюдаемое унифицированное законодательство. ЕЭП – единая конкурентная и тарифная политика по естественным монополиям и еще целый ряд норм и правил, которые правительства суверенных государств сознательно отдают в компетенцию наднациональных органов, — заключил Олег Борисович.
Телефон доверия и факс Находкинской таможни — (4236) 641-784 работает круглосуточно. Сообщения по каждому поступившему звонку регистрируются в специальном журнале. Для того чтобы получить ответ, необходимо представиться и оставить свои контактные данные: адрес или телефон. Конфиденциальность гарантируется.
Подготовила Лолита МУЗЫКА