Физическая культура сама по себе не является панацеей от всех бед. В то же время её положительное влияние на физическое, психологическое и интеллектуальное здоровье заменить какими-то другими средствами практически невозможно. Движение было, есть и будет оставаться весомой составляющей здоровой жизни всей живой природы, в том числе и человека.
Осознавая всё это и прекрасно понимая, что со школьной физкультурой в масштабе страны далеко не все благополучно, государство и решилось на этот шаг: с нынешнего учебного года ввести в школьную программу обязательным предметом третий урок физкультуры. И, наверное, надо бы радоваться этому нововведению. Но когда приходит осознание того, что кроме чисто арифметического увеличения количества уроков, это нововведение не подкреплено ничем, учителя физкультуры радоваться не спешат.
Дополнительный урок физкультуры предполагается использовать для увеличения двигательной активности и укрепления здоровья детей, чтобы развивать их физические качества и прививать навыки здорового образа жизни, а заодно внедрять в школах современные системы физического воспитания. Всё это никак не изменит существующей общепринятой учебной программы по предмету. Ее вариативную часть, программу дополнительного урока, будут наполнять сами школы в зависимости от своих возможностей и материальной базы. Например, учитель физкультуры может разделить класс по гендерному принципу и ввести для юношей в вариативную часть программы – самбо, а для девушек – фитнесс. Можно также разделить учеников по группам здоровья и сделать для подготовительной группы вариативной частью коррегирующую гимнастику, подвижные игры и ОФП, а для основной группы ввести специализацию каких-то серьезных спортивных игр – баскетбол или волейбол.
Одна из очевидных проблем, которую несет дополнительный урок, – перегрузка школьных спортивных залов. В большинстве находкинских школ, как и во всех зданиях старой проектировки, спортивный зал только один, а кое-где его нет вовсе.
В методических указаниях школам рекомендовали активно использовать для третьего урока физкультуры городские спортплощадки и спортивные объекты, в том числе детские спортивные учреждения дополнительного образования, а также привлекать работающих в них тренеров. Однако в реальности, по оценке школьных учителей физкультуры, выводить детей на один урок за пределы школы достаточно неудобно – много времени занимает переодевание и переход в другое здание, даже если оно расположено неподалеку.
На модернизацию уроков физкультуры Министерство образования России в ближайшие два года выделит из бюджета 120 млрд рублей (4,1 млрд долларов).
Деньги предназначены для закупки спортивного оборудования и переобучения учителей, а также на повышение заработной платы педагогов.
Пока же педагоги сомневаются. Введение третьего урока физкультуры, по их мнению, проблематично из-за того, что дети по тем или иным причинам не желают их посещать.
— Современных спортивных залов в школах не хватает, спортивные площадки возле учебных заведений разрушены, инвентаря явно недостаточно. Об элементарной гигиене вообще говорить не приходится: после урока физкультуры в некоторых школах нет условий, чтобы привести себя в порядок, – комментирует ситуацию преподаватель физкультуры средней школы №23, руководитель методического объединения учителей физкультуры Находки Лариса Жук.
С другой стороны, здоровых детей, кто способен выдержать даже обыкновенные нагрузки урока, а тем более сдать нормативы, в классах явный недокомплект.
– Сегодня невозможно провести урок по единому плану для всего класса, так как больше половины детей в школе по уровню здоровья ограничены в возможностях выполнять те или иные нормативы или упражнения. Чуть ли не у каждого ребенка есть противопоказания: одному бегать нельзя, другому прыгать, третьему на улице нежелательно заниматься и так далее, — говорит учитель той же школы Ольга Богатырева. — Кроме того, с каждым годом увеличивается количество справок об освобождении от физических нагрузок, которые нам несут дети. Создается впечатление, что родители сами не хотят, чтобы их ребенок занимался, и упорно ищут для этого подходящий диагноз.
Конечно, проблему оснащения спортивных залов и пришкольных площадок так быстро не решить. Этим вопросом нужно заниматься всерьез и оперативно. В противном случае все благие начинания Министерства образования России в сфере здоровья нации так и останутся нереализованными.
Отдельная тема – кадры. Учителей физкультуры не хватает. Более-менее нормальная ситуация сложилась в уже упомянутой школе №23. Там в одной связке на протяжении последних 16 лет работают опытные преподаватели Лариса Жук и Ольга Богатырева. С нового учебного года к ним добавилась выпускница Уссурийского педагогического института Анастасия Шевченко. К слову, Анастасия Шевченко – воспитанница находкинской федерации софтбола, в которой она занималась под руководством тренера Ларисы Жук. Вопрос о том, в какую школу распределяться, перед молодым специалистом особенно не стоял.
По поводу введения третьего урока физкультуры педагоги и школьники высказываются по-разному. Кто-то считает, что лишний час ляжет дополнительной нагрузкой на прилежных учеников, а те, кто и до этого пропускал «физру», так и будут ее пропускать. Немало тех, кто выражает бурную радость по поводу нововведения. Правда, они утратили свой оптимизм, узнав, что часы физкультуры увеличились не за счет какого-либо другого, «скучного», предмета, а сами по себе.
Учебный год только начался. Время покажет плюсы-минусы третьего школьного часа здоровья и спорта.
Юрий БОДУХИН