Трубы уложены на морское дно

К РОДНЫМ берегам благополучно возвратился караван находкинской компании ООО «Морские технологии» в составе шаланд «Посьетская», «Невская» и вспомогательного буксира.

Почти три месяца экипажи судов отработали на прокладке по морскому дну газопровода Сахалин-Хабаровск-Тихий океан-Владивосток в проливе Невельского. Это федеральный заказ, который выполнялся по линии Газпрома. Генеральным подрядчиком проекта выступила московская компания ОАО «Межрегионтрубопроводстрой».

— С самого начала всё складывалось удачно. Если не считать, что во время перехода мы попали под небольшой циклон, но он задел нас только краешком, — рассказывает капитан шаланды «Посьетская» Владимир Ковалёв. – С первого дня приступили к выполнению поставленной задачи. В течение всей рабочей командировки всё шло организованно и слаженно. Наши суда работали по тайм-чартеру, все договорные обязательства выполнили успешно. Заказ интересный и даже романтичный. К примеру, иногда чуть ли не вплотную к судам подходили стада по десять-двадцать нерп и подолгу наблюдали за нами.  

Но морякам часто было не до романтики. Работать дноуглубительному флоту приходилось в сложных климатических условиях — частые шторма, быстрое течение, малые глубины, которые ограничивали суда в манёвренных движениях. Передвигаться были вынуждены по узкому каналу, а сбрасывать щебень в море в определённых точках и координатах с точностью до полуметра. Успех зависел и от своевременных поставок смежниками инертных материалов и грунта.

Задача предстояла нелёгкая. По дну пролива проходила траншея, в которую ранее были уложены две трубы, каждая длиной 21 километр и диаметром 120 см, предназначенные для подачи жидкого газа с острова на материк для российских предприятий и частично на экспорт. В апреле будущего года запланировано провести первое испытание трубопровода.

Обычно такие магистрали засыпаются сверху грунтом. Но Сахалин — сейсмически опасный район, нередко здесь случаются землетрясения и другие природные катаклизмы. Чтобы обезопасить газопровод от всевозможных трещин и разрушений, его присыпали сначала хорошим слоем щебня, а затем грунтом, таким образом сровняли с морским дном.

Кроме находкинцев аналогичные работы здесь выполняли две земляные грузоотвозные шаланды и земснаряд «Сервис» ОАО «Межрегионтрубопроводстрой», спецпредприятия Голландии, Кореи и Японии были заняты дноуглубительными работами по созданию траншей под трубопровод. Главная роль в реализации этого проекта была отдана отечественным компаниям. Россия, в частности ООО «Морские технологии», в этом деле имеет огромный опыт. Даже на иностранных дноуглубительных судах, занятых на строительстве газопровода, примерно до половины экипажа составляли российские специалисты.

— Требования к выполнению такого вида работ очень высокие, — рассказывает начальник каравана ООО «Морские технологии» Виктор Никитин. — На протяжении  трёх месяцев осуществлялся жёсткий контроль за выполнением условий по технике безопасности, благодаря чему не произошло ни одного несчастного случая. Кроме того, был разработан план навигационной безопасности, утверждённый ОАО «Межрегионтрубопроводстрой», строгое соблюдение которого контролировала специальная служба. Регулярно в районе выполнения работ дежурил мурманский спасательный буксир «Нефтегаз-55», а движение и расхождение судов по каналу координировал буксир «Кендрик». Это один из сложнейших наших заказов, и мы справились с ним успешно.

Технический флот, по словам Виктора Петровича, — это особая часть российского флота, который специализируется на строительстве морских портов, гидротехнических сооружений, создании каналов, фарватеров, переходов, выпусков, выполнении других сложных проектов. Дноуглубительные суда строят совсем не так, как, к примеру, рыбацкие или торговые, а с повышенным коэффициентом прочности. Поэтому меньше 30 лет ни одно из них не служит, а то, бывает, и полвека. Естественно, с учётом проведения на нём капитальных ремонтов и модернизаций.

Сегодня в состав технического флота ООО «Морские технологии» входят земснаряды для разработки грунтов любой сложности, грузоотвозные самоходные шаланды, плавкраны, плавучий копёр, морской буксир, катера. Это уникальное и единственное специализированное предприятие на Дальнем Востоке, выполняющее полный комплекс гидротехнических работ на реках и морях. Вполне закономерно, что именно эта компания принимала активное участие в реализации такого масштабного проекта государственной важности, как строительство спецморнефтепорта в бухте Козьмина — конечной точки Восточная Сибирь — Тихий океан. 

— Наша работа всегда имеет характер повышенной опасности, — поясняет Виктор Никитин. — Только благодаря новейшим навигационным приборам, спутниковой и системе позиционирования, огромному опыту таких специалистов, как капитаны шаланд «Посьетская» Владимир Ковалёв и «Невская» Максим Казанцев и других, предприятие смогло успешно выполнить поставленные перед ним задачи.

Нельзя не согласиться с Никитиным. Взять хотя бы такой нюанс. Длина траншеи по морскому дну, в которую были уложены трубы, — несколько километров. И проложена она не по прямой линии, а зачастую с различными изгибами и поворотами. Створки в виде ориентиров на поверхности воды не поставишь, чтобы в точности вести отсыпку траншеи щебнем и грунтом. Их снесёт ветром либо сильным течением. Простым глазом траншею тоже не увидишь — она на глубине более семи метров. Поэтому такие операции морякам приходилось выполнять с помощью компьютера, а также опираясь на свой богатый опыт и знания.

С образованием в проливе Невельского сложных ледовых полей район стройки газопровода дноуглубительному флоту пришлось покинуть. Вернутся находкинцы туда весной или нет — это будет зависеть от решения генерального директора ООО «Морские технологии» Евгения Гребенюка.

А пока на грузоотвозных шаландах и вспомогательном буксире выполняется ремонт с предъявлением на класс Регистра, а также портовым властям. Если будут предложены заказы, к примеру, в незамерзающих бухтах Приморья, то шаланды могут приступить к работе уже в феврале-марте.

Владимир ПАНТЮХОВ
НА СНИМКАХ:капитан ДШ «Посьетская» Владимир Ковалёв;
начальник каравана Виктор Никитин;
члены экипажа: 2-й механик Анатолий Андреев,
старший механик Владимир Разживин,
электромеханик Егор Антонов, матрос Олег Джамеков.
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.