Угольные берега — благополучие или угроза?

Увеличение объёмов перевалки угля через мощности морских предприятий Находки и нарастающая в связи с этим угроза экологической безопасности стали главными темами расширенного заседания в администрации округа, которое провёл первый заместитель главы Борис Гладких.

Российский уголь в цене

— Заниматься перевалкой твёрдого топлива стало очень выгодно, отсюда число компаний в этой сфере деятельности с каждым годом только растёт, увеличиваются и объёмы переработки, — подчеркнул в своём выступлении Борис Иннокентьевич.

Так, по результатам прошлого года российский экспорт угля через морские порты Тихоокеанского бассейна по отношению к предыдущему году вырос на 21 процент и составил более 42 млн тонн. С другой стороны, дефицит морских угольных терминалов уже достиг почти 8-9 млн тонн. Ежегодно в нашей стране добывается порядка 350-400 тонн твёрдого топлива, третья часть которого стабильно уходит за границу. Около 30 процентов экспортного угля перерабатывается непосредственно в портах Дальневосточного региона России.

По-прежнему главным импортёром, в том числе и российского твёрдого топлива, являются страны АТР. Только в минувшем году их потребление, к примеру коксующегося угля, составило более 800 миллионов тонн при общемировых показателях 1,1 млрд тонн в год. Несмотря на то, что, к примеру, в Японии, Южной Корее, Китае есть неплохие запасы природного газа, эти страны по-прежнему остаются основными потребителями российского угля. По некоторым данным, за 2010 год Китай ввёз около 170 млн тонн твёрдого топлива и таким образом занял второе место в мире по объёмам импортных поставок. Страна восходящего солнца в том же году импортировала более 180 млн тонн угля, включая кокс, антрациты и энергетический уголь.

Судя по всему, эта тенденции сохранится и на ближайшие годы. Хотя есть предположения, что Япония может несколько сократить использование в промышленности каменного угля, частично заменив его природным газом. Но, даже если это и произойдёт, она всё равно останется одним из крупных импортёров. Несмотря на то, что за последние годы экспорт российского угля в страны Юго-Восточной Азии вырос почти в два раза, доля российского твёрдого топлива в этом потоке пока остаётся не более 10 процентов.

До 2007 года Находка, не считая порта Восточного, перевалкой угля практически не занималась. С ростом спроса на твёрдое топливо на рынке АТР ситуация в последние годы начала кардинально меняться. К примеру, за прошлый год ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» перевалило через свои мощности уже 2,3 млн тонн, ООО «Стивидорная компания «Малый порт» — 2, 5 млн тонн, объёмы мелких компаний колеблются от 30 до 700 тысяч. По итогам нынешнего года эти показатели будут ещё выше. Одна из крупнейших монгольских компаний по добыче угля недавно подтвердила свои намерения поставлять в ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» от 20 до 50 тысяч тонн ежемесячно.

Спрос опережает модернизацию

Но, чтобы вплотную заниматься наращиванием экспортных объёмов, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Многие предприятия в погоне за быстрой прибылью, к сожалению, забыли об этом важном условии. Сегодня на территории округа перевалкой угля занимается уже одиннадцать компаний, и только две из них — ОАО «Восточный порт» и ООО «Малый порт» — имеют очистные сооружения. По остальным, если, конечно, подходить со всей строгостью, можно смело ставить вопрос о прекращении угольной деятельности — проверки показывают, что в технологическом процессе допускается много нарушений.

Не случайно в последнее время в местные СМИ и Находкинскую транспортную прокуратуру поступают жалобы от населения. Люди жёстко ставят вопрос: почему разрешают перевалку угля на предприятиях, расположенных в спальных районах города? И они по-своему правы. Дышать в городе становится всё труднее. Угольная пыль проникает в квартиры даже через пластиковые окна. Водная гладь бухты покрыта чёрной плёнкой, а зимой угольная пыль оседает на лёд.

На совещании прозвучало, что одной из бед портовой инфраструктуры является технологическая отсталость. Многие предприятия при работе с навалочными и насыпными грузами по-прежнему вынуждены использовать грейферы. В сухую погоду при такой технологии в небо незаметно взмывают клубы угольной пыли, которая потом ветром разносится по жилым микрорайонам и благополучно повсюду оседает.

Из всех угольных терминалов только крупнейший на Дальнем Востоке России угольный комплекс ОАО «Восточный порт» применяет современную технологию выгрузки угля с использованием вагоноопрокидывателей. За минувший год предприятие вложило в модернизацию немалые средства, за счёт которых приобретены и введены в эксплуатацию высокотехнологичный портальный кран, мобильный штабелер, оснащённый системой орошения, а для работы в зимнее время портовики обзавелись специальными гусеничными экскаваторами. ОАО «ЕВРАЗ НМТП» также планирует построить и сдать к концу нынешнего года современный погрузочно-разгрузочный комплекс на 250 вагонов в сутки. Сейчас на его месте проводятся проектные изыскания, готовится необходимая документация, что позволит отказаться от очень пыльного грейферного способа выгрузки угля.

— Из одиннадцати компаний, занимающихся перевалкой угля, лабораторный контроль проводится только на четырёх, в числе которых и порт Восточный. Специалисты управления Роспотребнадзора за прошлый год провели шесть плановых проверок предприятий: ООО «Восточные ворота-Приморский завод», ООО «Аттис Энтерпрайз», ООО «Стивидорная компания «Малый порт», ОАО «ЕВРАЗ НМТП», ООО «Геомар» и ООО «Дальмормонтаж». Результаты проверок показали значительное превышение в атмосфере предельно допустимой концентрации частичек угольной пыли. Нами проведены также семь внеплановых проверок, пять административных расследований по жалобам населения, семь совместных с транспортной прокуратурой проверок. На ряде предприятий обнаружены грубые нарушения технологического цикла при работе с навалочными и насыпными грузами. В частности, не соблюдаются правила перевалки угля, сточные воды без очистки сбрасываются в море, у некоторых компаний даже нет санитарно-эпидемиологических заключений на выполнение этих работ… Составлены протоколы, наложены административные штрафы как на предприятия, так и на должностных лиц. Если нарушения не будут устранены, последующие наказания будут намного жёстче, — сообщила начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в Находке Нина Трачук.

За грубые нарушения перевалки угля по терминалу ОАО «НЖБФ» транспортная прокуратура возбудила уголовное дело, в результате чего работы здесь на некоторое время были приостановлены, а позднее предприятие выплатило 550 тысяч рублей в виде штрафа и снова приступило к работе. Уголовные дела возбуждались также по фактам нарушений ООО «Восточные ворота — Приморский завод». На предприятие и должностных лиц неоднократно налагались административные штрафы, однако нарушений меньше не стало.

Пришло время объединиться

На совещании предлагалось немало вариантов, направленных на снижение выбросов угольной пыли в окружающую среду. Например, построить на терминалах сетчатые пылеулавливающие экраны. Для установки нужны грунты определённой твёрдости. Другой вариант — приобретение и монтаж брикетирующих установок. Один из российских НИИ даже готов изготовить их под разные объёмы и поставить в Находку. Но и это не заинтересовало предприятия, потому что влечёт существенные расходы. Перегрузка угля в биг-бегах или закрытых складах, что практикуют некоторые страны, — тоже очень затратный способ.

Для предприятий сегодня гораздо дороже сделать экологическое заключение на перевалку угля, нежели заплатить за нарушение штраф в 200 тысяч рублей. Где же выгода? Одно из обязательных условий для терминалов — приобретение установок для орошения угля и пылеподавления в летний период, а для зимы — по изготовлению искусственного снега, которая стоит около 2,5 млн рублей. Морской водой орошать нельзя, потому что твёрдое топливо теряет своё качество, импортёр может сильно занизить на него цену, а с пресной водой, в частности во Врангеле, обозначились проблемы. Хотя безвыходных ситуаций не бывает.

— Уголь является для Находки одним из основных источников дохода, и закрыть хоть одну компанию даже на месяц – значит, потерять приличную часть поступлений в местный бюджет, который сегодня и без того наполняется с большим трудом, — говорит генеральный директор ООО «Дальмормонтаж» Михаил Панченко. — С другой стороны, нам здесь жить. Нужно выработать единое решение по экологическому оздоровлению угольных терминалов и в целом ситуации в округе. К сожалению, в настоящее время каждая компания, как говорится, варится в собственном соку, а эти проблемы надо решать сообща, обмениваться опытом. Какие меры предприняли на своём терминале мы, чтобы снизить выбросы угольной пыли в атмосферу? Построили заградительный забор высотой 4,5 метра. Сверху установили защитные сетки, снизу забетонировали, чтобы во время дождей сточные угольные воды не попадали в море. Но всю воду очистить невозможно, для этого нужно иметь специальные отстойные пруды. Нужно искать и внедрять более эффективные методы и технологии. Поэтому предлагаю создать рабочую группу, которая начнёт отрабатывать на своих производствах реальные мероприятия по экологической безопасности, а функции координирующего органа передать администрации округа.

По мнению Бориса Гладких, целесообразно создать в Находке и ассоциацию угольщиков, чтобы совместными усилиями взяться за решение обострившейся проблемы. Все основания для этого есть. Если, к примеру, владивостокские морские порты переваливают через свои мощности около семи миллионов тонн угля, то на долю находкинских терминалов приходится более 53 млн. Растут объёмы — растёт и ответственность. И времени у всех — в обрез.

Владимир ПАНТЮХОВ
 
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.