Учебный год — с позитива

Лето вышло на финишную прямую, и недалек тот день, когда школы и детские сады гостеприимно встретят своих учеников и воспитанников. Ни на день здесь не затихала жизнь – экзамены, пришкольные лагеря, профильные смены, ремонты, отчеты и планы, комплектование новых групп, подготовка к проверке готовности начать образовательный и воспитательный процесс. Каким он будет в новом учебном году? На этот и другие вопросы «Находкинскому рабочему» ответила начальник управления образования администрации Находкинского городского округа Наталья БОНДАРЕНКО.

Наталья Валерьевна, в конце августа педагоги соберутся на традиционную педагогическую конференцию. Что планируют обсудить коллеги?

— Будут подведены итоги работы прошедшего учебного года и рассмотрены перспективы развития педагогической деятельности, в том числе и в связи с введением нового Закона «Об образовании», многочисленных подзаконных актов и новых государственных стандартов. В этом году мы решили не проводить большое пленарное заседание и предложили разнообразные формы работы — по секциям, за круглым столом, на обучающем семинаре и дискуссионной площадке. Полагаю, что определенный интерес для педагогов представит панорама педагогических идей. Здесь презентационные площадки и мастер-классы проведут победители приоритетного национального проекта «Образование», приморского форума образовательных инициатив, краевых конкурсов «Методист года» и «Лучшая методическая служба».

В работе конференции примет участие главный специалист управления образования администрации округа Троицка в г. Москве Серафима Андреевна ИКОННИКОВА-САРАЕВА. Она проведет учебу по подготовке образовательной программы для дошкольных учреждений в соответствии с федеральными государственными требованиями. Кроме того, у наших работников есть шанс узнать из первых уст все о новых федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, поскольку Серафима Андреевна являлась одним из разработчиков этого документа.

С 1 сентября вступает в силу недавно принятый Закон «Об образовании». Что нового он привнесет в педагогическую деятельность?

— Закон де-юре закрепил те положения, которые сложились в образовании де-факто. Например, появились такие понятия, как дистанционное и инклюзивное образование. Но эти формы существуют уже несколько лет. Поэтому в большей степени некоторые изменения законодательства почувствуют управленцы, в меньшей — образовательные учреждения, а родителей они вообще не коснутся. Хочу сразу успокоить, обучение как было бесплатным, так и остается таковым.

Некоторые пункты закона вступят в силу с 1 января. Это касается финансирования зарплаты педагогических работников детских садов, которая будет выплачиваться из средств краевого бюджета. Сейчас – это забота муниципалитета. В законе прописано, за что родители оплачивают услуги детского сада. Это присмотр и уход за ребенком, куда входят питание и создание нормальных бытовых условий. В нашем городе плата не поднималась шесть лет, и сегодня ее увеличение – объективная реальность. Управление образования подготовило проект постановления, согласно которому плата не будет превышать полутора тысяч рублей в месяц. Поэтому разговоры о пяти-десяти тысячах беспочвенны. Все льготы и компенсации для определенной категории граждан сохраняются.

В Законе «Об образовании» прописано, что школы должны быть обеспечены учебниками для всех учащихся. Однако финансирование на эти цели — полномочия субъекта Федерации. Мы получаем средства из расчета 250 рублей на ученика, на них обеспечить всех учебниками невозможно. Радует, что в течение последних трех лет они в требуемом количестве поступали для первых-третьих классов.

Очень хорошо, что в законе появилось понятие «школьная форма». Будет правильно, если мы научим ребят одеваться в деловом стиле. Каждой школе уже предложено до 1 апреля следующего года разработать рекомендации, какой они видят форму своего учреждения. Полагаю, что внешний вид учителей также должен соответствовать новому стилю.

Как решается в Находке кадровый вопрос, остаются ли у нас работать молодые учителя?

— В прошлом году к нам приехали 20 выпускников педагогических вузов. Пятеро из них работать не стали. Двое по уважительным причинам, остальные просто уехали. Хотя для них были созданы все условия — решены вопросы с жильем, зарплатой, проведены учеба, тренинги. Чувствовалось желание людей работать, но они не выдержали психологически. Конечно, молодым выпускникам вузов трудно, они учатся выстраивать отношения со школьниками, их родителями. Старшие педагоги им помогают, учат свою смену, дают советы. Но не всегда родители готовы принять учителя без опыта, хочется получить сразу готового. Однако нужно несколько лет, чтобы он достиг определенного мастерства.

Бывают конфликты. Но решать их можно достойно, корректно, не забывать, что педагоги – такие же люди, и они, как и все, имеют право на ошибку. Важно другое — признать ее и, исправив, больше не допускать: ведь неизвестно, кто больше страдает в конфликтной ситуации – ребенок, его родители или педагог. А в условиях войны новые педагоги работать не готовы. Повлиять на ситуацию можно, если ребенка в семье учить уважительно относиться к старшим.

В этом году к нам должны приехать 13 учителей и пять выпускниц Спасского педагогического колледжа. За последние годы мы первый раз встречаем воспитателей, и это очень радует. Администрация Находки старается поддерживать молодых специалистов. Управление образования в рамках реализации программы «Модернизация и развитие системы образования в Находкинском городском округе» проводит различные конкурсы для того, чтобы педагоги могли реализовать себя и у них был стимул работать.

В конкурсе профессионального мастерства «Заботливая няня» победительница выиграла приз 30 тысяч рублей. Девушки, занявшие второе и третье места, получили по 20 и 15 тысяч. А по итогам конкурса на лучшую группу детского сада все, кто в нем участвовал, получили по фильмоскопу. Мы специально заказывали их из Москвы. Замечательная замена мультфильмам! Стараемся достойно поощрить и группы, которые участвуют в спортивных соревнованиях «Непоседы». Детские сады-победители получают современные, красочные уличные игровые комплексы. Участие и победы в таких конкурсах — всегда стимул педагогам двигаться вперед.

А на зарплате педагогов это как-то отражается?

— Сегодня стоит задача поднять среднюю заработную плату педагогов школ до 31 тысячи рублей. Но это вопрос неоднозначный. При повышении зарплаты мы ждем и улучшения качества работы людей. К сожалению, порой этого не происходит. С 1 сентября учреждения образования переходят на новую отраслевую систему оплаты труда, где гарантированный минимум составит 70%, а стимулирующие надбавки — 30.

Отмечу, что работы в школах в последнее время значительно прибавилось. Все они ведут сайты, причем требования к ним очень высокие. Здесь отражена вся жизнь школы от приема детей до отчета о финансово-хозяйственной деятельности. На сайте можно увидеть, какие средства выделены школе, по каким статьям и как потрачены. Сегодня в доступной для понимания форме выложены отчеты работы за прошедший год. Каждый, кто с ними познакомится, поймет, куда движется учебное учреждение и какие у него планы. Но всю информацию нужно подготовить, написать, и, конечно, это ложится на плечи учителей. Все сказанное относится и к дошкольным образовательным учреждениям.

Наши школы успешно в течение последних лет ведут электронные журналы. В этом году мы делаем еще один шаг вперед — в десяти школах города с первого по восьмой класс отменяются бумажные. Это школы №№ 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 23, 24 и гимназия №1. В режиме он-лайн родители могут посмотреть оценки своего ребенка, замечания к нему, задать вопрос учителям и получить ответ. Чем еще хороша эта программа? Когда классы в период эпидемий уходят на карантин, школьники могут по Интернету получать от учителя задания, выполнять их и отправлять обратно. Можно продолжать учебный процесс и не наверстывать потом упущенное время. Есть возможность работать дополнительно с более сильными учениками. Если грамотно использовать эту систему, то она решит многие проблемы и отразится на стимулирующих выплатах учителей.

Наталья Валерьевна, как находкинские школьники сдали ЕГЭ и по каким предметам они показали наилучшие результаты?

— Находка – на третьем месте в крае. Замечу, что в 2009 году мы были на 25 месте, затем — на девятом, седьмом, шестом, и вот теперь вошли в тройку лучших. По рейтингу предметов лидируют английский язык и физика – второе место в крае, третью позицию занял русский язык, математика и физика – четвертые, затем идут химия и история – пятое и шестое места соответственно. Хуже всего школьники сдали ЕГЭ по информатике и географии. Конечно, выпускники выбирали те предметы, которые им необходимы для поступления в вузы и училища. На краевой педагогической конференции мы будем делиться опытом успешного проведения и сдачи ЕГЭ.

В июле-августе прошла проверка готовности детских дошкольных учреждений к началу нового учебного года. Каковы ее результаты?

— Результаты хорошие, все учреждения приняты комиссией, кроме сада №62, который сильно пострадал во время проливных дождей и сейчас закрыт. Здесь проводится ремонт. 80 детей пришлось направить в другие учреждения. Недавно прошел аукцион на ремонт крыши. После этого будет проводиться отделка внутренних помещений.

В городе много частных учреждений, в которых детей готовят к школе. Применима ли такая практика на муниципальном уровне?

— С подобным центром игровой поддержки ребенка наши специалисты познакомились в этом году на образовательном форуме в Москве. Мы загорелись идеей создать нечто подобное и в наших детских садах. Основная задача — научить родителей заниматься с детьми, а заодно — адаптировать их к детскому саду. Есть методики, литература, работа ведется по принципу «не навреди» в игровой форме под специальную музыку.

Уже прошла учеба специалистов, определены детские сады – это №№58, 63 и 50, где можно проводить занятия с родителями и детьми. Думаю, с 1 января такие центры начнут работать. Они будут хорошей альтернативой коммерческим, которые не каждому по карману. Хотелось бы, чтобы как можно больше молодых мам прошли здесь обучение. Это может быть еще и клуб общения по интересам, когда зимой мамочкам некуда пойти с детьми. А тут будет чем поделиться, посоветоваться с психологом, логопедом.

Наталья Валерьевна, что бы вы хотели пожелать учителям, родителям и детям накануне нового учебного года?

— Любое дело нужно делать с удовольствием. Я хочу пожелать, чтобы и педагоги, и дети начали учебный год на позитиве. Школьникам необходимо понимать, что, если они хотят развиваться, нужно быть образованными. А мотивацию к этому детям должны прививать родители.

Подготовила Елена СТАСИНСКАЯ
Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.