Формула мечты Сергея Стяжкина

В конце сентября на картодроме «Змеинка» во Владивостоке, где проходил турнир по дрифтингу среди сильнейших автогонщиков Приморского края и Хабаровска, состоялось знаменательное событие. Впервые на Дальнем Востоке России прошла презентация настоящего болида серии «Формула-3000». Ветеран автоспорта, профессиональный каскадер Сергей Стяжкин из Находки привез для обозрения единственный на Дальнем Востоке гоночный автомобиль и произвел настоящий фурор среди любителей автоспорта.

Для справки. Дрифтинг – букв. «занос» (англ.), вождение автомобиля «на грани», прохождение поворотов на максимально возможной скорости в управляемом заносе. Соревнования пользуются популярностью у любителей скоростной езды по городским улицам. Увести «хулиганов», нарушающих ночной покой обывателей, на спортивные треки – главная задача турнира на «Змеинке»

Сергей Стяжкин далеко не в первый раз удивляет публику. Он стремится быть первым, и у него это получается. Когда-то стал первым кинокаскадером-дальневосточником, снялся в нескольких картинах «Мосфильма», в том числе в «Спортлото-82» Леонида Гайдая. Вернувшись после травмы в Находку, создал автородео, с которым выступал на стадионе «Водник». В августе 2009 года совершил мертвую петлю на легковом автомобиле. К этому сложнейшему трюку, который кроме него сумели выполнить только два человека в мире, каскадер готовился шесть лет. Сам проектировал и собирал рекордное железное «колесо» (диаметр – 12,5 метра), выполнял расчеты скорости. В том же году Сергей Стяжкин подарил вторую жизнь фронтовой полуторке – машине ГАЗ-АА. Легендарный грузовик прошел со своим шофером всю войну и встретил победу в Берлине. Впоследствии машина оказалась в Находке, работала здесь 30 лет, а по окончании срока годности ржавела на огороде своего хозяина – приморского фронтовика Алексея Сорокина. После смерти ветерана родственники передали полуторку Сергею Стяжкину с просьбой сохранить ее для потомков. Отреставрированный раритет своим ходом добрался до городской площади и принял участие в параде Победы. Явление приморской публике настоящего формульного болида стало еще одним «обыкновенным чудом» от Сергея Стяжкина.

Директору находкинского АТП «Приморавтотранс» Сергею Стяжкину в сентябре исполнилось 53 года. Предприятие занимается контейнерными перевозками и автосервисом. Сам директор мечтает заниматься с детьми и развивать технические виды спорта. Пока эту «лямку» в городе тянут единицы.

Мы побеседовали с владельцем гоночного болида в его офисе, расположенном в районе остановки ЖБК. Горожане знают это место: здесь, на крыше автомойки, долгое время стояла легендарная полуторка.

  • Каким образом уникальный автомобиль оказался в Находке?

— Машина привезена из Южной Кореи, где на протяжении последних нескольких лет участвую в гонках. Турнир частный, но требования там профессиональные. Начинал с кузовов, затем перешел в «Формулу». К слову, развивал на трассе под Сеулом скорость до 321 км в час. Со временем подтянул туда знакомых картингистов из Владивостока. Мы показали хорошие результаты – что называется, «засветились». По действующим нормативам нужно каждый год выво-зить машину для оформления классификационных документов в страну, где проживает гонщик. Через пару месяцев увезу болид обратно в Корею.

  • Расскажите о машине. Что такое «формульный болид»?

— Есть два спортивных гоночных класса машин – кузовная и формульная. Кузов – все убрано, есть только руль, сиденье, ремни и каркас безопасности. В «Формулу» входят шасси (обтекатель, система подвесок, кокпит) и задняя часть с силовым агрегатом и коробкой передач.

У каждого гоночного автомобиля своя история. Мою машину построили в Англии в 2000 году. Производитель шасси – компания «Лола». Двигатель – от «Субару». Все зависит от соревнований, в которых участвуешь. Можно поставить агрегат «Мерседеса», «Фольксвагена», «Тойоты»… Трехлитровый мотор (отсюда название – «Формула – 3000»), 550 лошадиных сил.

Существует несколько формульных классов, через которые должен пройти пилот, стремящийся поучаствовать в гонках серии «Формула-1». В этом смысле машину, на которой катаюсь я, можно считать учебной. Машины различаются по цене. Моя стоит порядка пяти миллионов долларов, болид «Формулы-1» – семь.

По скоростям формульные машины различаются не сильно. Это, образно говоря, самолеты, которые передвигаются по земле. После набора скорости 160 км в час начинают работать системы настройки обтекателя, включается функция прижимного эффекта. Автоматическая электронная система позволяет момент торможения преодолевать.

Здесь многое зависит от физических возможностей гонщика. За 11 секунд болид набирает скорость 300 км в час, за четыре – двести, за две – сто. На стартах и поворотах кровь приливает к глазным капиллярам так, что зрение начинает работать в ослабленном режиме – видимость уменьшается на 100 -150 метров. Для кого-то этот барьер непреодолим. То есть важны особенности организма, а не только умение рулить.

«Формула» – не только высочайшая техническая культура, но и культура поведения. Она очень дисциплинирует. В машины вложены большие деньги чужих людей, поэтому от кандидата для участия в гонках требуется повышенная психологическая устойчивость.

Появление моей машины на «Змеинке» не случайно. Я хочу дать любителям быстрой езды здесь, в Приморье, правильный вектор, стимул и цель. Просто гонять по ночным улицам и нарушать порядок – плохой тон. Здесь нет мастерства, потому что гоняет машина, а не человек. Чтобы классно ездить, нужна школа, преподаватели, трассы. К слову, настоящие пилоты ездят только по правилам. Может быть, увидев вживую гоночный болид, народ заинтересуется. Я готов рассказать, подсказать. Есть надежда, что кто-то купит такую же машину, потом еще кто-то, пойдет волна. Можно было бы для начала устраивать показательные выступления.

И не случайно то, что под одной крышей сейчас стоят две редкие машины – формульный болид и древний «ГАЗ-АА», построивший супердержаву. Их объединяет дух созидания и победы. У нас было великое прошлое, которое надо помнить и уважать.

  •  Вам уже 53 года. Будете ли продолжать участвовать в гонках?

— Мне всего 53. Я действующий гонщик и каскадер. Соревнования меня молодят, подзадоривают жить на всю катушку.

Дело не в возрасте. Не надо себя старить, затухать в 50 лет. Другой жизни не будет! И нужно верить в свою мечту. Скажем, каскадерство мне тоже когда-то казалось фантастикой. Всего можно достичь трудом и стремлением. ВСЕГО. Поставил цель – и потей, работай, жертвуй, если надо, какими-то вещами, как Виталий Петров, который протоптал русским гонщикам дорожку в «Формулу-1».

  •  А мертвую петлю вы готовы повторить?

— Конечно. Конструкция разобрана, но ее можно собрать к очередному Дню города, например. Я готов организовать показательное выступление. Жителям Находки было бы интересно посмотреть также на полуторку и болид. Нужно только определиться с местом выступления.

К слову, трюк, который предпочитаю называть не мертовой петлей, а «сальто на автомобиле», едва не попал в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что мое колесо в диаметре (12,5 м) немного больше, чем у занесенного туда итальянца Брульи (12,2 м). Была сделана заявка, но из Книги пришел ответ, что в один год два рекорда не фиксируются. В любом случае это очень интересный и сложный трюк. На него, включая разгон и торможение, уходит всего две секунды. За этими крохотными мгновениями – вся жизнь.

Мечтаю создать в Находке трюковую группу. Накоплен уникальный опыт кинотрюкового автошоу, который хотелось бы кому-то передать. Скажете: «Мечтать не вредно»… Но здесь главное, что мечта есть, что она не умерла. Я думаю, она осуществится. Для этого нужны не только деньги, но и такие стимуляторы, как полуторка, «Формула», улыбки и аплодисменты людей, доброе отношение. У нас многое есть, значит, мы на правильном пути.

Считаю, что городу сегодня не хватает центра экстремальных видов спорта, который пропагандировал бы высокую техническую культуру и культивировал дисциплину. Нужен офис. Собираться где-то в гаражах, заваленных металлическим хламом, – себя не уважать. Подходящим местом для офиса был бы муниципальный центр культуры. Надеюсь, что город пойдет навстречу.

Юрий БОДУХИН
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.