Вчера известный российский путешественник, член Союза художников России Федор Конюхов встретил шестидесятилетие в очередном походе — экспедиции «Девять высочайших вершин Эфиопии». Где только не бывал единственный на нашей планете обладатель звания «Большого шлема путешественника»
— поднялся на семь высочайших вершин мира, прошёл пять кругосветок под парусами, покорил четыре полюса: трижды — Северный и Южный географические, полюс высоты – Эверест, яхтсменов — мыс Горн, относительной недоступности в Северном Ледовитом океане. Пересек на веслах Атлантику, прошел с караваном верблюдов по Великому шелковому пути, участвовал в гонках на собачьих упряжках… Старт профессионального бродяги Конюхов взял в поселке Врангель. Своим учителем и наставником именитый путешественник называет мастера спорта СССР по спортивному ориентированию, победителя и призера туристических чемпионатов Станислава Кабелева.
— В походах с Конюховым я не бывал, но мы часто обсуждали различные маршруты: как к ним готовиться, как проходить, как избежать типичных для новичка ошибок – в ту пору Федор был начинающим. Он прислушивался к моему мнению, но вершины покорял один – всегда был одиночкой. И всё же пути наши пересеклись на суровом севере в 1985 году. Экспедиция, которую я возглавлял, подойдя к могиле знаменитого российского путешественника Петра Лосиниуса, погибшего во льдах в 1741 году, нашла записку — «Здесь прошел Федор Конюхов. Привет, Стас!», — вспоминает Станислав Владимирович.
Федор Филиппович родился в 1951 году в небольшой деревеньке на берегу Азовского моря. В Находку с женой Людмилой приехал в 1974 году. В свободное время Конюхов рисовал для души. Неординарного художника из него сделала Чукотка, куда он совершил поход на собаках в 1981 году. Созданную там графику и сегодня специалисты считают его лучшими работами, благодаря которым его приняли во французскую академию изящных искусств и в Союз художников России.
В первое морское путешествие он также отправился из Находки. В 1977 году яхт-клуб «Антарес» организовал поход на паруснике «Ольга» (ныне «Гея») по маршруту Витуса Беринга. В нем приняли участие ныне известные яхтсмены Виктор Бухальский, Николай Гробов, Юрий Кулиев и Федор Конюхов. Команда попала в шторм, судно забросило в корейские воды. Несколько дней экипаж простоял под арестом в Северной Корее, пока российские консулы не прочли в газете «Комсомольская правда», что это путешествие санкционировано горкомом комсомола. Спортсменов отпустили восвояси. По мнению Виктора Бухальского, в этом плавании Федор на всю жизнь «заглотил крючок» парусного спорта.
19 декабря 2010 года, в день святого Николая Чудотворца, сбылась главная мечта Конюхова – он принял сан священника. В мае нынешнего года рукоположен в сан иподиакона Запорожской епархии, минувшим летом принял приход на острове Хортица реки Днепр. Но ни сан священника, ни хлопоты настоятеля не мешают Конюхову снова и снова отправляться в путь. Немало храмов и часовен возведено на Руси по его инициативе. Одна из них — великомученика Пантелеймона Целителя — красуется на сопке перед въездом в поселок Врангель, святителя Николая Чудотворца в Москве — на подворье его художественной мастерской, и под Переславлем-Залесским, а церковь в честь этого святого — на малой родине в селе Атманай Приазовского района.
Федор надеется построить ещё две церкви — Серафиму Саровскому и Пантелеймону Целителю. В Эфиопии предполагает восстановить часовню, которую на территории российского посольства когда-то построил Александр Булатович – наш земляк, ставший монахом, а до этого был путешественником и военным. В советские времена часовню разрушили, Федору разрешили ее отстроить заново.
— Я строю не от избытка денег, — рассказывает Конюхов. – Их у меня нет. Продаю картины, ищу спонсоров. Хочу, чтобы в России и во всем мире было больше куполов. В чужих странах скучаю по колокольному звону.
В настоящее время Федор Конюхов находится в Эфиопии. В будущем году он предполагает совершить переход вокруг света под водой в одиночном плавании на уникальном судне — подводном обитаемом аппарате «Север — 2». Этот автономный самоходный аппарат предназначался для выполнения научно-исследовательских работ на глубинах до двух тысяч метров.