В 1940 году Ульян Арсентьевич Близнюк со своей семьёй перебрался из Черкасской области в Приморский край, село Новицкое. Семья была большая, в ней подрастало семеро детей. Будущий юнга, Володя, пас телят вместе с другими ребятами, мечтал о многом.
Первый месяц лета 41-го разрушил все мирные планы людей огромной страны. Произошло одно из самых ужасных событий в истории нашей Родины. И некоторые отчаянные мальчишки из села сбежали на фронт. Но их поймали в Уссурийске и привели в милицию. Начальник пристыдил подростков, мол, их матерей и младших братишек и сестёр некому будет спасать от японцев. Однако не убедил, вскоре они снова сбежали, только недалеко, в Находку. Решили поступать в мореходную школу, но лишь четверым это удалось. Владимир был среди них.
В это непростое время учиться было нелегко, школа занимала четыре неуютных холодных барака, занимались без пособий, по плакатам.
Первый пароход, который, наконец-то, увидели, назывался «Джурма». Владимир Ульянович вспоминает: на месте железнодорожного и морского вокзалов был водоём, по которому плавали утки.
Пароход «Сухона» — первый, на котором вышел в рейс на Америку и нес вахту. Однажды всё, казалось, предвещало опасность: море было неспокойным, ветер свистел так, что закладывало уши. Навстречу шли японские подводные лодки. Но военных действий, к счастью, не произошло. Через шесть суток «Сухона» бросила якорь на рейде американского порта Лэнгью.
— На выданные сорок долларов купил одежду, обувь, подарки родным, продукты, — рассказывает В. Близнюк.
Вторая встреча с японцами не заставила себя долго ждать: в проливе Лаперуза пароход был остановлен ледоколом «Отомари». Японцы пытались высадить десант, но по команде все встали к боевым постам. Противник готовился подойти вплотную к борту парохода с целью захвата, но, когда увидел на горизонте три советских судна, которые вызвал по рации капитан, скрылся.
Владимир Близнюк обладал важными качествами, необходимыми для вперёдсмотрящего: не боялся качки, не страдал от морской болезни, имел хорошее зрение. Поэтому в 1944 году его должность в судовой роли стала называться матрос второго класса.
Особо запомнился поход на Арктику. В проливе Велькицкого корабль получил пробоину в районе самого большого трюма, часть груза была потеряна. Четыре американских «студебекера» (машины), часть продовольствия ушли под лёд.
— Если бы не бдительность вахтенных, — рассказывает Владимир Ульянович, — быть бы беде. По сигналу SОS на помощь подошли ледоколы.
До совершеннолетия, в 17 лет, закончилась его военная служба юнги.
До 1948 года работал на плавзаводе. Отец настоял, чтобы Владимир вернулся домой и выучился на водителя. И снова судьба привела его в армию. Службу Владимир нёс в китайском городе Ань-Дунь. Только через три с половиной года вернулся домой.
… Жизнь этого человека поистине удивительная, наполненная событиями. «Отвоевав своё», он построил дом, вырастил детей и посадил сад. Сегодня у Владимира Ульяновича шестеро внуков и уже пять правнуков, и общение с ними помогает ему оставаться бодрым и жизнерадостным. Как признаётся, события минувших лет всегда в памяти: в честь Великой Победы вместе с детьми, внуками и правнуками 9 Мая опускает букеты в море.
Владимир Ульянович за свои заслуги награждён множеством наград: медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны 2 степени, знаками отличия — «Юнга огненных рейсов» и «Участник плавания в конвоях». Всё это бережно хранится в семье и будет передаваться из поколения в поколение.
Татьяна БАРАНОВА, участница детско-юношеской киностудии «Гавань»