Читать или не читать? Вот в чём вопрос

Сегодня часто можно слышать: школьники ничего не читают, программу не знают, не могут отличить Пушкина от Лермонтова, Льва Толстого от Алексея. Неужто и впрямь нужно хвататься за голову, ибо грядет полное духовное обнищание подрастающего поколения? А может, не стоит так преувеличивать? Мы решили спросить мнение по этому поводу библиотекарей и преподавателей русского языка и литературы. А заодно поинтересовались, где та грань, когда чтение перестает быть удовольствием, можно ли как-то заставить, уговорить, приучить детей читать? Вот что из этого получилось.

«Читать – модно»?

Этот посыл активно продвигается в последнее время. Интересно, кто и когда решил, что это именно так? И что имеется в виду: модно сидеть с книжкой в людном месте, чтобы все видели, какой ты молодец и серьезный человек? А может, модно читать последний бестселлер, роман, по которому снят нашумевший фильм? И непременно, чтобы все об этом знали.

Люди, которым был задан вопрос: «Читать – модно?» – отвечали по-разному. Кто-то говорил, что чтение и мода несовместимы, кто-то – что оно выше моды. Кто-то признавал, что чтение в наше время не модно, но это не влияет на потребность некоторых людей в книгах. Главное – быть разносторонне развитыми, интересными собеседниками, с которыми никогда не скучно. А кто-то предложил изменить лозунг на «Читать – нужно!».

Зачем нужно читать?

Думается, мы не откроем Америку, если скажем, что чтение развивает способность ребенка тщательно «переваривать» информацию, анализировать и относиться к ней критически. Прочитанное лучше запоминается. Над страницей можно остановиться, вдуматься, вернуться к началу. Развивается воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. В результате он лучше мотивирован, адаптирован в окружающем мире, пытлив, находчив, с легкостью добывает нужную информацию, контактирует с собеседниками. А еще – он лучше учится.

Однако если младшие школьники еще читают, и порой много и увлеченно, то к седьмому-восьмому классу они берут книгу в руки все реже и реже. Почему? Увеличивается загруженность в школе? Наступает переходный возраст, когда сказки и приключения уже не так интересны, а литература становится серьезней, ставит жизненные задачи, решать которые юный читатель не хочет даже вместе с автором? И, по-видимому, как раз здесь начинается та грань, когда чтение становится детям неинтересным.

А это приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности у школьников замедляются. Им труднее становится прочесть и понять условие задачи, упражнения. Многие термины и понятия, о которых школьники должны иметь представление, им просто неизвестны и неинтересны. К 9-11классу большинство молодежи перестает читать вообще.

Не всё так грустно

Что бы там ни говорили о нелюбви детей к чтению, в библиотеках города всегда много юных читателей. Их интересует все, что пробуждает фантазию, отправляет в мир путешествий, загадочных героев и событий. Дошкольники и дети младшего школьного возраста, как всегда, предпочитают сказочные истории и ритмичные стихотворения К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б.Заходера, Г. Остера. Дети с удовольствием читают веселые и остроумные произведения Н. Носова, В. Драгунского, С. Нурдквиста, С. Прокофьевой.

По-прежнему интересны В. Крапивин и К. Булычев, одна из лучших писательниц в стиле фэнтези А. Нортон. Среди современных авторов — Макс Фрай, А.Пехов, Ольга Громыко.

Произведения классической литературы также входят в круг чтения детей. Одна моя знакомая семиклассница призналась, что в школе на лето им задали прочесть 37 произведений! И она и добросовестно прочла.

Библиотекари отмечают, что в последнее время у юных читателей повысился интерес к научно-познавательной литературе: экологической, научно-технической, исторической. Многие школьники часто обращаются к различным справочным изданиям.

— Дети стали больше читать, – говорит преподаватель русского языка и литературы Тамара Александровна КАНЧУГА. – Они старательно выбирают книги по объему, форме, оформлению. Это школьники пятого-восьмого классов. Они читают историческую, приключенческую литературу. А уже с 8 класса увлекаются мелодрамами, их интересует поиск правды, вечные вопросы борьбы добра со злом. Правда, они не всегда прислушиваются к советам учителя. К примеру, при упоминании «Алых парусов» Александра Грина или «Пер Гюнта» Эдварда Грига морщат носики.

Тем не менее ребята, которые читают (и заметим, читают по школьной программе), показывают неплохие результаты на экзаменах. В прошлом году 14 учеников (половина девятого класса) Тамары КАНЧУГА на итоговой аттестации выбрали литературу. Успешно сдают тесты, пишут сочинения и те, кто сдает ЕГЭ по этому предмету.

— Школьники сегодня намного серьезнее подготовлены к экзаменам по литературе, – говорит Тамара Александровна. – Они стали намного лучше писать, демонстрируют хорошее знание текста, умеют своеобразно сопоставлять, у них есть своя точка зрения. Многие даже вводят элемент знания зарубежной литературы. Но их, к сожалению, меньшинство.

Кто виноват и что делать?

Объяснить это, наверное, можно катастрофической нехваткой времени у школьников старших классов. Многие из них целенаправленно готовятся к сдаче экзаменов и поступлению в вуз. Они заняты спортивными секциями и другими своими увлечениями. Правда, старшеклассники иногда читают «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Доктора Живаго» Пастернака. Но совсем не читают «Тихий дон» Шолохова, «Войну и мир» Льва Толстого, с трудом – «Мертвые души» Гоголя. Им непонятны многие слова, обороты речи, а события тех лет так далеки по времени, что современному человеку без знания истории России вообще трудно разобраться в коллизиях классической русской литературы. Потому и неинтересно, и не хочется читать. Сегодняшняя школьная программа рассчитана на то, чтобы дети прочли произведение, а обсудили его в классе.

По мнению учителя литературы Ларисы Сергеевны Трофимовой, ситуацию могли бы спасти уроки комментированного чтения (они были раньше в советской школе). Если помните, дети и учитель читали произведение и тут же его обсуждали. Справедливости ради надо отметить, что сейчас в методичках для учителей литературы стали появляться рекомендации использовать комментированное чтение. Но проблема во времени. В пятых классах на литературу отводится три часа в неделю, в шестых-девятых – два, в десятом – четыре и в 11-м – три. Что можно успеть за это время? В начальной школе часов на изучение литературы отводится гораздо больше. И этим надо пользоваться, закладывая в детях любовь и потребность к чтению, считает Тамара КАНЧУГА.

Многое еще здесь зависит и от родителей. Просто необходимо, чтобы дети еще до школы были знакомы со многими произведениями, которые им предстоит изучать. И здесь поможет совместное с родителями чтение, в ходе которого взрослые могут объяснить ребенку смысл некоторых слов и понятий, особенно если это касается русских сказок, поговорок. И даже когда ребенок повзрослел, нужно обязательно находить время и читать книги вместе с ним. Это мнение преподавателя русского языка и литературы Нелли Федоровны БУДАНОВОЙ.

Есть еще одна причина, которая, по мнению педагога Ларисы ТРОФИМОВОЙ, выдавила литературу из чтения, – это краткие пересказы произведений. Они хоть и дают представление о романе или рассказе, но весьма приблизительное.

— Я как учитель была бы больше удовлетворена чтением произведения не в полном объеме, но только не в пересказе, – высказала свое мнение по этому поводу Тамара КАНЧУГА.

Ну а если у школьника совсем нет времени и потребности читать? Как донести до ребят, что классика – это не мертвая литература, а живая, сегодняшняя, современная. Как помочь школьнику не выйти в мир с полным отсутствием элементарных понятий и знаний в области литературы?

— Однажды мне довелось побывать на уроке литературы в седьмой школе. Разбирали роман Гончарова «Обломов», — рассказывает Нелли БУДАНОВА. – Меня буквально поразило, насколько увлекательным был этот урок. Об Обломове говорилось в современном ключе: шел диспут, ученики высказывали свою точку зрения, смотрели отрывки из фильма «Обломов», отвечали на вопросы викторины. И было видно, что проблемы отношений мужчины и женщины, любви, чувства защищенности, реализации своих возможностей, о которых рассуждали школьники, были и по-прежнему остаются актуальными.

Урок остается сегодня главным для школьника. Если он хотя бы бегло познакомится с произведением, если будет внимательно слушать учителя и других учеников, подготовленных по теме, он получит представление и об авторе, и о произведении.

Сейчас снимаются довольно качественные современные фильмы по романам и рассказам русских писателей. Зачастую бывает так, что, посмотрев экранизацию, дети и даже взрослые обращаются к первоисточнику.

Большую помощь тем, кому некогда читать, могут оказать аудиокниги. Они тоже выполнены на высоком художественном уровне. Их можно слушать, занимаясь своими делами.

Библиотека школьника

Что же должно стоять на полках школьников всех возрастов? Лоцманом в этом вопросе всегда были и остаются родители. Они формируют домашнюю библиотеку. Хорошо, если в ней есть книги от предыдущих поколений. Классика и современные авторы должны быть, безусловно, пусть будет все, что интересно ребенку. А еще необходим набор словарей – лингвистический, этимологический, фразеологический, толковый, русского и английского языка и других. Обязательно – научно-популярные иллюстрированные книги, издания по искусству, справочники. Правда, современный интерьер квартир не предполагает книжных шкафов и полок. Но не беда – все это можно иметь в электронной библиотеке. И даже нужно!

Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка проводить время с книгой? Бытует мнение, что в читающей семье и дети читают. Тому есть немало примеров. Из всех качеств любовь к чтению, наверное, наиболее врожденная и наименее внушаемая. И тем не менее помочь ребенку открыть в себе читателя можно. Об этом рассказывает в своей книге «Как роман» Даниэль Пеннак. Он как раз и пишет о том, почему подростки не любят читать, показывая нам абсолютно узнаваемые ситуации. Ситуации, в которых мы, взрослые, сами порождаем у детей книгофобию. Советую прочитать. Особенно тем родителям, у которых дети еще берут в руки книгу. Даниэль Пеннак есть в библиотечном комплексе «СемьЯ», а еще – в Интернете.

Очень бы хотелось продолжить начатый нами сегодня разговор о чтении. Возможно, у читателей есть свое видение проблемы и даже советы и пути ее решения.

Елена СТАСИНСКАЯ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.