Шаланды «Посьетская» и «Невская» находкинского предприятия ООО «Морские технологии» благополучно возвратились из Охотского моря к родным берегам. По линии московской компании ООО «Межрегионтрубопроводстрой», возглавляющей строительство газотранспортной системы, в течение двух месяцев они участвовали в реализации международного заказа по возведению Киринского газоконденсатного месторождения, которое сегодня по праву считается одним из крупнейших на Сахалине. Его ресурсы углеводородов оцениваются в 713,4 млрд кубометров природного газа, 80,7 млн тонн конденсата и 50 млн тонн нефти.
Здесь было сконцентрировано несколько десятков единиц технического флота из разных стран мира, включая крановые суда, крупные сухогрузы, которые поставляли инертные материалы, укладчики по морскому дну труб и кабеля, мощный голландский землесос и самое крупное в мире камнеукладочное судно водоизмещением 20 тысяч тонн, а также другой технический флот, оснащённый подводными роботами.
— Генподрядчиком выступала компания «Межрегионтрубопроводстрой», — рассказывает заместитель генерального директора по производству, начальник земкаравана ООО «Морские технологии» Виктор Никитин. — Нашу компанию как субподрядчика наняла фирма «Онега шипинг», специализирующаяся на подводной отсыпке. С помощью шаланд «Посьетская» и «Невская» в течение нескольких месяцев мы засыпали песком и гравием газопровод, идущий по морскому дну, а также подводные траншеи с проложенными в них кабелями для управления газопроводной платформой.
Работы велись круглосуточно на глубине от 5 до 80 метров с использованием системы позиционирования GPS. Другие мероприятия выполнялись с помощью водолазов и подводных роботов. Всё это время работой шаланд руководил Виктор Никитин. На каждый участок необходимо было высыпать определённое количество грунта — от 100 до 400 кубометров. Последний участок, по его словам, оказался наиболее сложным, здесь потребовалось более 500 кубометров грунта на глубину около 80 метров. От капитанов шаланд требовалось с учётом подводного течения и других затрудняющих работу природных факторов произвести очень точное попадание сброса грунта. А в целом протяжённость участка от берега до конечной точки составляла свыше 30 километров.
Два раза в сутки в этом районе Охотского моря замирает течение, и гидротехники старались использовать это короткое время наиболее максимально. Практически всё время по причине густых туманов была плохая видимость. И главным помощником в этих условиях была как раз система позиционирования, а также локаторы. Современная навигация позволяла производить сброс грунта с точностью попадания до одного метра. Лет 10-15 назад моряки-гидротехники даже и не мечтали о таких возможностях на море. Чтобы вывести суда на такой технический уровень, администрации ООО «Морские технологии» в последние годы пришлось вложить немало средств в оснащение их новейшими средствами навигации, в том числе и произвести переоборудование копра под землесос.
Разработкой этого месторождения занимается один из крупнейших мировых концернов, в который входят американские, сингапурские, голландские… компании. Россия выступает в этом проекте как хозяин месторождения и выполняет часть субподрядных работ. В настоящее время здесь, а точнее в северо-западной части Охотского моря, работают три действующие добывающие платформы — газоконденсатные «Луньская» и «Киринская», а также бурильная установка «Полярная звезда». Они разбросаны между собой на весьма большом расстоянии. По сути каждая из плавучих платформ представляет собой отдельное производство. В частности, «Луньская» добывает природный газ с морского дна и перекачивает его на берег, где жидкое топливо с помощью специального технологического процесса отделяется от воды и взрывоопасных газов.
— В нынешнем году тут как никогда складывалась благоприятная гидрологическая обстановка для выполнения подводных и надводных работ, — констатирует Виктор Никитин. — Как в Татарском заливе, здесь присутствовали несильные приливо-отливные течения, южного и юго-западного направления ветры, не было особых штормов. Всё это в целом позволило выполнить работы в соответствии с графиком. Ближайшее место убежища для флота на случай шторма находилось на расстоянии 200 миль. Но прибегать к выводу флота практически не было надобности. Погодные условия тому способствовали: в июле +7, к середине августа — до +13. Практически всё время приходилось пользоваться телогрейкой. С наступлением сентября погода стала резко меняться в худшую сторону. А сегодня в этом районе нашим шаландам и судам класса река-море вообще делать нечего.
Генподрядчиком были выставлены строгие условия ко всем подрядным организациям, задействованным на проекте. И если бы случился какой-то сбой, к примеру, со стороны находкинцев, повлёкший срыв сроков сдачи, они просто-напросто потеряли бы приличную долю оплаты. Но этого не произошло. Обе шаланды отработали благополучно и без поломок. За успешное выполнение заказа компания ООО «Морские технологии» получила благодарственное письмо от подрядчика ООО «Онега шипинг».
Кроме благоприятной погоды и хорошей технической подготовки флота к этим весьма серьёзным работам нам, конечно же, сопутствовала и удача, — подводит итог Виктор Петрович. — Хорошими оказались грунтовые условия, работа с которыми не отнимала много времени. Нормально сработали экипажи шаланд во главе с капитанами Сергеем Лесиным и Павлом Ефимовым, которые чётко выполняли свои служебные обязанности. Всё это в комплексе сыграло решающую роль.
Успешное выполнение заказа позволило заработать дополнительные средства на подготовку флота к выполнению очередного заказа по дноуглубительным работам в бухте Козьмина. В частности, на шаландах был сделан плановый ремонт, намечено переоборудование земснарядов «Приморец», «Сахалин» и «Черноморец». Кстати, на российском Дальнем Востоке уже ни в одном регионе не осталось шаланд, кроме как у нас. Это уникальный технический флот, аналогичные суда можно найти разве в Китае или Японии.
Владимир ФЁДОРОВ