Эксперимент удачный. Продолжение следует

В Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) на базе поста «Морской порт Восточный» проводится эксперимент, направленный на сокращение времени совершения операций при международной перевозке товаров морским транспортом с применением перспективных таможенных технологий.

Толчком к его началу послужило выступление первого заместителя председателя правительства РФ Игоря ШУВАЛОВА, который на совещании в Благовещенске поставил перед Федеральной таможенной службой России задачу по сокращению сроков нахождения товаров в морских портах.

Для его проведения выбрали Восточный порт, создав рабочую группу, в которую вошли руководители подразделений ДВТУ, Находкинской и Владивостокской таможен, представители перевозчиков, экспедиторов, декларантов. В январе этого года заместитель руководителя ФТС России Руслан ДАВЫДОВ провел на таможенном посту «Морской порт Восточный» выездное совещание, где рассмотрели предложения ДВТУ, направленные на оптимизацию сроков нахождения контейнеров в порту.

Чтобы выявить слабые места в технологическом процессе обработки товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза через морской порт Восточный, а также обеспечить объективную оценку результатов, с декабря прошлого года ежемесячно проводится анализ таможенных операций. Он показал, что в начале эксперимента в среднем контейнеры находились в порту 14 дней. Большую часть этого времени груз пребывал до подачи декларации и после принятия решения о помещении его под таможенную процедуру. Напрашивался вывод, что, даже ускорив до максимума проведение таможенных операций, невозможно существенно сократить время нахождения товаров в порту. Вопрос требовал комплексного решения — совершенствования взаимодействия всех участников логистического процесса и оптимизации операций, осуществляемых с товарами от прибытия до вывоза из порта.

Решением стала корректировка работы самостоятельных хозяйствующих субъектов — оператора морского терминала (в рамках эксперимента это Восточная стивидорная компания) и перевозчика (в большей степени Дальневосточной железной дороги, филиала ОАО «РЖД»). В настоящее время ДВЖД и Восточная стивидорная компания прорабатывают вопрос электронного взаимодействия в части оформления железнодорожной накладной с использованием системы «ЭТРАН». Также ДВТУ приняло ряд мер, направленных на сокращение времени до подачи таможенной декларации: применение технологии предварительного информирования, уменьшение проставляемых штампов, упрощение технологических операций временного хранения, расширение практики документального контроля судов. В результате в марте нынешнего года период нахождения контейнеров в порту сократился с 14 до 11 дней, а транзит – с 11 до семи с половиной дней.

Усилия, предпринятые таможенными органами, позволяют прогнозировать дальнейшее сокращение времени.

В феврале этого года на таможенном посту «Морской порт Восточный» проведено выездное заседание рабочей группы с привлечением представителей ВСК, ДВЖД, экспедиторов. Принято решение о разработке единого технологического процесса (ЕТП) между ними и таможней, в основу которого положено использование технологии предварительного информирования.

Проект ЕТП представлен бизнес-сообществу на заседании консультативного совета по работе с участниками внешне-экономической деятельности при ДВТУ в конце марта. Сейчас он дорабатывается таможней совместно с портовиками.

В результате популяризации предварительного декларирования в четыре с половиной раза увеличилось количество подаваемых деклараций. Однако доля импортных документов остается незначительной — 4,5% общего массива.

В первом квартале 2013 года сотрудники поста «Морской порт Восточный» осуществили таможенные операции прибытия в отношении 391 судна, из них половина — 196 — прошли документальный контроль. Технологией документального контроля уже охвачено 22% морских судов, осуществлявших ввоз товаров в контейнерах. Среднее время совершения операций прибытия: 96 минут — фактический контроль на борту судна, 35 — документальный.

Готовы участвовать в эксперименте представители Рос-потребнадзора и Россельхознадзора. Подключение этих контролирующих органов к порталу предоставления предварительной информации позволит участникам внешне-экономической деятельности единожды предоставлять информационный пакет.

Анализ предварительной информации контролирующими органами даёт им возможность принимать решения о проведении осмотра контейнеров до прибытия судна в порт, что позволит выставлять груз с подконтрольными товарами на специализированную площадку непосредственно при их выгрузке с борта. Это сократит внутритерминальное перемещение контейнеров.

Кроме того, к новой схеме подключилась администрация морского порта Восточный, чтобы контролировать перемещение товаров, имеющих различный класс опасности. Это будет способствовать упрощению процесса выявления груза, запрещенного к ввозу на территорию Таможенного союза.

Для сокращения времени таможенных операций прибытия прорабатывается вопрос оформления судового дела в электронном виде. Представители перевозчиков — судовые агенты — выразили заинтересованность в организации электронного взаимодействия.

Эксперимент показал, что справиться с растущим грузооборотом — сократить время нахождения товаров в порту — возможно только совместными усилиями всех участников технологического процесса. В перспективе отработанную в Находке технологию планируется применять в морских пунктах пропуска по всей стране.

Пресс-служба ДВТУ

 

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.