— Первый вопрос, который обычно задают нам при знакомстве, дескать, какие же вы близнецы, если под разными фамилиями. А получилось так. Когда я устроился в АТП водителем, меня при встречах некоторые приветствовали: «Привет, кореец». Я поначалу пытался объяснять, что я русский, просто фамилия досталась такая короткая. Потом вижу, старания мои бесполезны. Взял фамилию жены и вместо Юр стал Комаровым, — рассказал свою историю Александр Комаров.
Николай Григорьевич Юр родом из Партизанска. Когда дети начали подрастать, родители переехали во Фроловку. До армии Николай закончил Владивостокское моручилище, успел поработать в ДВМП мотористом, побывать во многих странах мира. Вместе с романтикой работы в море пришло и благополучие. Но обстоятельства так сложились, что решил обосноваться на берегу. Увидев объявление в газете, в мае 1976 года пришёл в Находкинское автотранспортное пассажирское предприятие водителем. С техническим образованием его взяли с удовольствием.
Поначалу работал на городских маршрутах, пригородных, последние несколько лет выполнял пассажирские перевозки на межгороде. При необходимости подменял мастера, механика и даже начальника колонны, когда те уходили в отпуска. Начинал на ЛИАЗах, работал на ЛАЗах, Икарусах, когда стали приходить корейские машины «Дайва», легко освоил и их. Сегодня возит людей на новеньком «Хёндае». Будучи наставником, за свою бытность обучил водительскому делу смену начинающих. Три года как на пенсии, но продолжает трудиться. Ветеран труда, не раз становился победителем соревнований и конкурсов «За безаварийную работу на линии», «Лучший по профессии», отмечен благодарностью министра транспорта. Последние годы его портрет на Доске почёта предприятия.
За 35 лет работы за рулём встречалось всякое. Однажды зимой 1981 года он вёз группу школьников во Владивосток на цирковое представление. Асфальт был покрыт сплошным льдом. «Надо было отказаться от поездки, — невольно подумал в пути Николай Юр, — с такой дорогой беды не миновать». Но к интуиции не прислушался, да и заказ надо было выполнять. На выезде из Фокино на спуске машину начало нести по льду. Впереди — встречная. Если притормаживать, автобус развернёт поперёк дороги и может кинуть в кювет. Юр стал сигналить встречному водителю, чтобы он тоже предпринял какие-то действия и машины не столкнулись.
Промелькнула мысль — полный салон детей… Считанные секунды и — машины чуть ли не впритирку благополучно разминулись на дороге. Николай Григорьевич всегда будет помнить, как остановил автобус, вышел, а самого трясло. Старший группы, видя такое дело, сказал: «Может, вернёмся домой. Не беда, что пропадут билеты, зато дети целы будут».
— Нет, поехали дальше, — сказал Николай Юр, — надеюсь, всё обойдётся без приключений.
В прошлом году на 35-летие работы в АТП Николая Григорьевича тепло поздравила администрация предприятия, за долголетнюю и безаварийную работу вручила ему денежную премию в размере 10 тысяч рублей. Такие, как Николай Юр, здесь всегда в цене. За свою практику он ни разу не был отстранён от выхода на маршрут, не получил ни одной претензии от дежурного врача, не совершил ни одной аварии.
— Много лет в одной обойме я отработал на межгороде вместе с Леонидом Боярским, — говорит Николай Григорьевич. — Это профессионал своего дела и надёжный напарник. Мы друг другу всегда доверяли и никогда друг за другом не проверяли машину.
Были времена, когда в АТП работала целая династия Юр. Инженером в службе эксплуатации трудилась жена Николая Григорьевича — Наталья Ивановна, старший сын Сергей — электросварщиком. Сегодня оба его сына живут в Омске, занимаются бизнесом, женаты и подарили родителям по внучке.
— Честно говоря, ни разу не пожалел о том, что всю жизнь отработал в АТП. Здесь я вырос профессионально, на моих глазах поднималось предприятие и рос город. Дети зовут к себе, но я так прирос сердцем к моей Находке и морю, что уже никуда отсюда не хочу.
От конструктора до водителя один шаг
Двумя годами позже устроился в АТП и его брат — Александр Комаров. После окончания Дальморучилища некоторое время работал на Приморском судоремзаводе инженером-конструктором. В то время они с женой воспитывали двоих детей, и зарплата главы семьи в 120 рублей давно не устраивала. Николай рассказал брату о том, что в АТП водитель получает в три в лишним раза больше. Это и сыграло свою роль. Окончив курсы и получив категорию «Д», Александр Григорьевич пришёл в АТП и семь лет отработал на городских маршрутах.
Советские ЛИАЗы были ненадёжными, часто подводили на линии. Но комсомольско-молодёжная бригада Олега Барсукова, в которой трудился и Александр Комаров, неоднократно становилась победителем соревнований. В личном первенстве он два раза занимал первые места, за что был поощрён администрацией автопарка транзистором и фотоаппаратом. Не раз становился победителем конкурса «Лучший по профессии». А условия этого конкурса — не из лёгких. Досконально проверялись знания Правил дорожного движения, вождение, умение быстро определить неисправность машины…
Александр Григорьевич отработал в АТП три десятка лет, из них шесть — бригадиром. Как и его брат, он ни разу не отстранялся от выхода на линию, имеет на предприятии положительную репутацию, не раз поощрялся денежными премиями, почётными грамотами, отмечался благодарностями.
Однажды страшный стресс пришлось пережить и Александру Комарову. Работал в то время на межгороде на ЛИАЗе. Высадив пассажиров, начал спускаться от тысячекоечной больницы, что во Владивостоке. Неожиданно отказали тормоза, и автобус стал неуправляемым. Александр попытался тормозить ручником — не получалось, и скорость на ходу не включишь. На пути стоял грузовик. Но автобус был тяжелее, и он просто не выдержал бы, обоих потащило бы в кювет. Вырулил на улицу Русскую, а там на пути неуправляемого автобуса — троллейбус с пассажирами. Обрулил его, на бешеной скорости налетел на три тополя и повис на них. Разбил лобовое стекло и прилично помял «юбку» автобуса. Но главное — обошлось без жертв. Этот случай запомнился Александру Григорьевичу на всю жизнь.
Три месяца назад братьям-близнецам исполнилось по 60. Николай Григорьевич, несмотря на возраст, намерен поработать на автобусе ещё года два-три, а уже потом искать что-то другое. Александр Григорьевич несколько лет назад по состоянию здоровья вынужден был уйти на лёгкую работу сторожем-кладовщиком там же, на автотранспортном предприятии.
— Всю жизнь мы с братом дружим семьями, — рассказывает Николай Григорьевич. — В жизни такое встречается нечасто. Наши дачные участки на Золотарях расположены рядом, собственными силами построили себе по домику, выращиваем зелень, овощи, ягоду… Оба выросли в деревне и о работе на земле знаем не понаслышке. Нередко тут же устраиваем шашлыки. У меня есть моторная лодка, вместе ловим рыбку для ушицы или жарёхи. По осени обычно заготавливаем на зиму минтай, камбалёшку, наважку, забиваем морозильную камеру и до весны практически ничего не покупаем из рыбы. Если хотите, это наше хобби. Раньше папоротник собирали мешками, сейчас уже нет сил бродить по сопкам. Но по грибы ещё ходим. За Молчановкой даже есть наше грибное местечко, откуда обычно возвращаемся с удачей. Осенью вместе ходим с ночёвкой за шишкой. Так что старость, как говорится, нас дома не застанет. А главное — скучно никогда не бывает. У меня — гармошка, у Сани — гитара. Его жена раньше пела в бамровском ансамбле, знает много старинных песен, да и у нас репертуар неслабый. Были помоложе, на свадьбах и вечеринках заводили народ. А когда Саня ещё и на ложках начинал подыгрывать, получался целый семейный ансамбль.
60 — время, когда подводят некоторые итоги, переосмысливают, взвешивают поступки и решения, время переоценки жизненных ценностей. У братьев Николая и Александра было много общего. Главное — они сохранили теплоту и любовь родственных отношений, вырастили и воспитали детей. Остаётся только позавидовать их семейной дружбе. Действительно, нечасто в сегодняшней жизни встречается такое, когда родные по крови люди становятся близкими по духу и на протяжении всей жизни поддерживают друг друга. Это ли не счастье?
Владимир ПАНТЮХОВ На снимке: Александр Комаров и Николай Юр