Я не понимаю…

— с такими словами   зачастую обращаются в службу Уполномоченного по правам человека в Приморье Владимиру Георгиевичу Ушакову. 6,5 тыс. обращений  поступило в прошлом году в его адрес с  жалобами на нарушение  законных прав и интересов граждан разного возраста и социального статуса. 120 таких заявлений зарегистрировано в Находке.

Тематика самая разная —   отсутствие жилья, отказы в принятии на учет нуждающихся в нем, несогласие с судебными решениями, отказ в социальной поддержке, волокита с рассмотрением жалобы в инстанциях, несправедливое или несвоевременное вознаграждение за труд, невозможность трудоустройства при отсутствии постоянной регистрации в городе и т.д. Ни одна жалоба не остается без ответа  Уполномоченного или рассмотрения в вышестоящих  органах власти, если решение зависит от них. В многообразии  писем  и устных обращений  треть начинается  со слов «я не понимаю». Читаем,  слушаем – и понимаем, что все могло быть по-другому, если бы  уже на первом этапе человека выслушали и дали квалифицированный ответ.

Лидия Ивановна пришла в общественную приемную Уполномоченного в Находке  в недоумении – почему размер социальной субсидии на оплату услуг ЖКХ   у нее существенно снизили, если она добросовестный плательщик и старается во всем экономить, чтобы не превысить предусмотренные законом нормы потребления воды и света? Ветеран труда полагала, что за такую рачительность ей полагалось какое-то поощрение. «Мне медаль надо было бы дать за бережливость, — считает она. —   А меня, наоборот, наказали.  А где написано, что воду из крана надо лить по норме?  И кто такую большую норму установил? Где справедливость?»   И она, увы, в своих претензиях по части предоставления льгот в ЖКХ не одинока.  Одному пожилому человеку  в ней отказали вовсе из-за небольшого долга по оплате коммунальных услуг,  другой заявитель  потерял субсидию, «перекрыв»  показатели экономии в разы, установив в квартире водомеры и  расходуя воду  супербережно.

    Они приходят, получив отказ в субсидии, и не понимают, почему так случилось и почему им  прежде не объяснили правила  ее предоставления. Можно, конечно, им ответить, что сами  обо всем должны узнавать. Но  понимаю, как тяжело на душе у пожилых людей и что уже через месяц им придется заплатить коммуналку самостоятельно, без всяких перерасчетов и льгот. Им всем придется экономить на других расходах, чтобы не  стать хроническим должником в ЖКХ и не  потерять право на социальную поддержку в  следующем полугодии.  Хочется обратиться к социальным работникам —  напоминайте, разъясняйте, обращайте внимание ВСЕХ, кто имеет право на субсидию, на те «мелочи» под названием правила, из-за которых право на помощь легко потерять.  И возраст не тот у ваших посетителей, и глаза не так зорки, чтобы прочитать инструкции, размещенные на стенде.  Внимание и уважение к возрасту ничего не стоят, но так дорого ценятся.

Вообще, коммуналка – та сфера, которая была, есть и будет причиной недоумений, обид и переживаний очень многих граждан,   имеющих претензии к  службам в ней.  А  претензии эти бывают неоднозначными и спорными с точки зрения заявителей. Несколько находкинских  обращений к Уполномоченному связаны с судебными решениями по  принудительному взысканию с квартиросъемщиков  оплаты за отопление в случаях, когда они самовольно демонтировали в своих квартирах обогревательные приборы централизованного отопления. Убрав батареи, граждане объявили себя свободными от платежей за тепло. Для Ольги Петровны громом средь бела дня стала повестка в суд, где ей предъявили иск на серьезную сумму долга перед «Примтеплоэнерго» за год, а затем и решение суда в пользу  коммунального предприятия. Основанием  стало отсутствие у ответчика  разрешительных документов и согласований с  соответствующими службами на демонтаж батарей.

По закону,  отключение от отопления или изменение его вида является переустройством жилого помещения и поэтому простое снятие нагревательных приборов централизованного отопления не приведет к прекращению договорных обязательств квартиросъемщика.  Для официального отключения  отопления нужны проект переустройства жилья и пакет документов, согласованных в администрации округа. Есть они в наличии – можно смело судиться за свое право не платить по счетам.  Нет его – проиграете суд и будете обязаны заплатить накопленные долги.    В общественную приемную заявительница пришла в гневе и с большой надеждой, что она в своих эмоциях права.

— Я не понимаю, почему  не имею права распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению, я же стояк не отрезала, – считает она. И не согласилась с нашими доводами в пользу коммунальников.  Ее пример – другим наука. Не делайте шагов необдуманных, не посоветовавшись с теми, кто вправе принять решение в этой части.

— Мы не понимаем, почему не выполняется решение суда, вступившее в законную силу еще в феврале этого года.  А ведь речь идет о двух маленьких детях и их маме, оставшихся после смерти мужа два года назад без жилья и средств к существованию, –  негодуют мои собеседницы, жители ТСЖ «Надежда». Неравнодушные женщины в то время не оставили Ренату без  поддержки. Тем более что они оказались единственными  ее  добровольными помощницами. Без их участия ситуация могла стать тогда трагической. Второй ребенок родился вскоре после похорон. Мать погибшего гражданского мужа  в  свой дом маму с малышом  после роддома просто не пустила. И не пускает до сих пор, хотя суд обязал её пустить туда не только законную наследницу  безвременно ушедшего, но и вместе с представителем Находкинского филиала федеральной службы «Ростехинвентаризация», чтобы оформить документы на до сих пор   не введенный в эксплуатацию индивидуальный  жилой дом. Что позволит суду выделить долю в нем  для неполной семьи.

— Вы думаете, Рената никуда не обращалась, чтобы сдвинуть все с мертвой точки? – спрашивает меня Людмила Николаевна. И перечисляет, сколько раз молодая женщина обращалась в службу судебных приставов, чтобы они помогли исполнить решение суда. В ответ – отговорки и бездействие. На дворе май, а воз и ныне там. На письменный запрос руководителю находкинского отдела службы  пока ответа нет. Ренате добрые люди помогают платить за съемную комнатку,  несостоявшаяся бабушка охраняет дверь в дом, на который малыши имеют полное право. В адрес Уполномоченного из Находки ушло письмо  с просьбой вмешаться и помочь. Верится, что коллективно мы дело доведем до логического завершения. Хотя фразу «я не понимаю, почему» хочется повторить всем, кто уже участвует в этом конфликте интересов, заложниками которого стали дети в возрасте четыре и два года.

Примеры того, что это реально, в нашей практике есть. По счастью, их немало. В почте по той же коммуналке явное снижение количества обращений, и очевиден результат принятия мер.  Понимание и готовность оперативно рассмотреть обращение связывают службу Уполномоченного в Находке с администрацией городского округа, Пенсионным фондом,  фондом социального страхования, территориальным отделом органов опеки и попечительства. Перерасчет пенсий, помощь в обеспечении санаторно-курортного лечения при наличии права на него, участие в судьбе несовершеннолетних девочек, оставшихся без мамы. Напомним читателям о двух сестрах Сафоновых, чей отец в возрасте 76 лет не смог обеспечить  достойное проживание своим детям. Органы опеки выиграли городской и краевой суды в пользу интересов детей. Родная бабушка из Забайкалья, много раз заявлявшая о своей готовности воспитывать девочек, написавшая об этом и в общественную приемную Уполномоченного, и территориальный отдел,  получит право на опеку над своими внучками. Верится, что на новом месте жизнь у маленьких девочек будет куда счастливее.

 За каждой буквой обращений стоит конкретный человек со своей проблемой и настроением. И если он на пути ее решения чего-то или кого-то  не понимает, то жалобу нужно считать сигналом для принятия мер реагирования. Что и делают Уполномоченный и его представители на местах.

Наталья ВОТЧАЛ,
 представитель Уполномоченного по правам человека в Находке

 

Запись опубликована в рубрике Социальный ракурс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.