Само время и требования федеральных и краевых властей обязывают пассажирские компании вплотную заняться обновлением подвижного состава.
Проблема в сфере перевозок, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день. Средний возраст машин большинства автопредприятий города уже подходит к двум десяткам лет. Известно, чем автобус старее, тем он чаще ломается, больше требует запасных частей, затрат и времени на проведение ремонта, снижается безопасность и уровень комфорта пассажироперевозок. Какая работа в этом направлении ведется в Находкинском АТП, основной пассажирской автотранспортной компании Находки? Об этом мы поговорили с генеральным директором Алексеем ГАШЕВЫМ.
За межгород душа не болит
Чтобы выиграть в прошлом году конкурс на междугородних перевозках, две компании холдинга — ООО «Автотранспортный Альянс» и ООО «Ориент Авто Люкс» — приобрели по пять автобусов малой вместимости марки «Газель», на что потребовалось 23 миллиона рублей кредитных средств. Непросто досталась победа и в конкурсе на маршруте «Находка — Дальнегорск», где также не обошлось без кредитов. Благодаря чему удалось приобрести два мягких автобуса марки «Ютонг» и «ПАЗ». В целом парк двух междугородних компаний АТП за минувший год пополнился 50 автобусами разного класса и обновился на 20 процентов. Это хороший показатель. Причем поступление новых машин здесь отмечается и в предыдущие годы. К примеру, в 2014-м для работы на межгороде АТП значительно пополнило парк малым подвижным составом — пятью «Мерседесами», девятью «Фордами» и четырьмя «Газелями».
— Скоро, надеюсь, завершится строительство федеральной автотрассы Владивосток — Врангель, что потребует корректировки графика автобусных маршрутов. С улучшением качества дороги увеличится скорость, снизится время движения в пути. А значит, на этом направлении потребуется больше машин, прежде всего, малой и средней вместимости, чтобы закрыть скорректированный график. Это экономичные автобусы, которые хорошо зарекомендовали себя на таких городских маршрутах, как «4» и «6». Надеюсь, не подведут и на межгороде.
Сложный период, думаю, миновал, имею в виду незаконные конкурсы. Сейчас судимся с компаниями-перевозчиками, которые проиграли их. Находкинское АТП в прошлом году выкупило в собственность ООО «Авто-Люкс», благодаря чему на межгороде существенно возросло количество графиков и маршрутов, а пассажиропоток на этих направлениях увеличился практически в два раза. В нынешнем году главная задача — рассчитаться с банковскими кредитами, часть из них предполагается закрыть за счет увеличения тарифа на проезд. Непопулярное решение, но другого выхода нет. Губернатор поставил задачу обновить парк автобусов, однако никто нам не дал на это ни рубля. В противоположность можно привести Владивосток, где муниципальным предприятиям-перевозчикам за счет бюджетных средств в прошлом году приобретено сразу 100 пассажирских автобусов, — подчеркнул генеральный директор Находкинского АТП Алексей ГАШЕВ.
Несмотря на все сложности, предприятие продолжает решать и другие задачи. В частности, принято решение построить в Партизанске автостанцию, куда выполняется один из межмуниципальных маршрутов и где до сих пор нет нормального линейного сооружения. Никто из перевозчиков, кроме находкинских, в это дело не вложил и рубля. А затраты АТП уже составили более шести миллионов рублей. В этом году планируется завершить здесь строительство подъездных путей, выполнить благоустройство прилегающей территории и ввести объект в эксплуатацию.
Наравне с этим автотранспортное предприятие выкупило в собственность помещение автомагазина на первом этаже диспетчерской автовокзала в Находке и прилегающую территорию. В ближайшее время здесь запланировано пристроить к двухэтажному зданию диспетчерской собственную автостанцию для обслуживания автобусов пригородных сообщений. А если и дальше отношения с администрацией автовокзала будут усложняться, не исключено, что АТП начнет продавать здесь билеты уже и на междугородние маршруты. Сравнивая картину междугородних пассажироперевозок Находки, Уссурийска и Владивостока, по словам Алексея ГАШЕВА, предприятия находкинской автотранспортной группы продолжают сохранять лидерство в крае.
Машины есть, водителей не хватает
Не худшим образом складывается обстановка с обновлением парка машин для городских маршрутов. Так, в 2013 году приобретено три новых автобуса малой вместимости «Форд», в 2014 — семь аналогичных машин, в 2016 — два «Каунти» и два «бэушных» автобуса марки «ДЭУ», в 2017 — три «Каунти», два «бэушных» «ДЭУ» и новый автобус марки «Аэротаун Хендай», в 2018 — два новых «ДЭУ» сборки в Казахстане, в прошлом году — пять новых автобусов малой вместимости марки «Лестор». То есть последние семь лет парк пополнялся практически каждый год, причем не по одной машине. Благодаря чему их средний возраст снизился до 11 лет. Совсем недавно предприятие взяло кредит в банке и заключило контракт на поставку четырех новых автобусов марки «Ютонг» для работы на городских маршрутах, которые планируется в скором времени вывести на «пятерку» и «девятку». При этом компания-перевозчик ООО «Центр развития спорта», которая работает на городских маршрутах, за эти семь лет не получила из местного или краевого бюджетов ни рубля в виде дотаций.
— Поставленную губернатором задачу по обновлению парка автобусов стараемся выполнить, хотя дается это непросто. Продолжается отток населения из Находки, соответственно, падает пассажиропоток, снижается доходность компании. Многие люди обзавелись личными автомобилями, а пенсионеры всё реже стали пользоваться общественным транспортом. Даже в пиковое время автобусы малой вместимости на маршрутах «4», «6» и «7» не загружены на все сто процентов. А вечером после 20.00 на самом людном маршруте — «пятерке» — бывает от пяти до 12 пассажиров за один круг. Это показали результаты наших обследований. Когда такое было? А чтобы сделать один круг, нужно сжечь 10 литров топлива, начислить зарплату водителю и кондуктору, амортизацию машины. Если в начале прошлого года литр дизтоплива стоил 45-46 рублей, сегодня уже 50. Соответственно, выросли в цене запчасти, масла, фильтры… Чтобы отремонтировать электрическую часть, нужны высококвалифицированные специалисты. У нас их нет. Приходится пользоваться услугами на стороне. А это опять же стоит немалых денег. Если рыбаки живут от хвоста, то мы — от билета. Вот вам и вся арифметика, — сказал директор ООО «ЦРС» Анатолий НИКИТЮК.
Накануне нового года согласно требованиям закона о транспортной безопасности шесть автобусов городских маршрутов здесь были вынуждены оборудовать камерами видеонаблюдения, установив по три камеры в салоне каждого автобуса. Затраты на один автобус составили порядка 80 тысяч рублей. Это расходы, которые никто компании не компенсирует. Но самое смешное — с 31 января нынешнего года эти требования упразднили, и теперь выдвинули новые, которые повлекут дополнительные издержки. С таким здесь уже встречались. Несколько лет назад российское законодательство вынудило АТП приобрести тахографы, контролирующие режим труда и отдыха водителей, и установить их на все автобусы, на что израсходовали почти три с половиной миллиона рублей. Вскоре оказалось, что тахографы не нужны. Контролирующие органы распорядились оборудование демонтировать, часть которого перевозчик продал, остальное так и лежит на складе.
Раньше в АТП не хватало машин, сегодня не достает водителей. Даже при том что время от времени индексируется их зарплата, люди не держаться. Работа тяжелая, требует предельной внимательности и осторожности на дорогах. Приходится рано вставать и поздно ложиться. Устают и кондукторы от физической и психологической нагрузки. Год за годом работники, достигшие пенсионного возраста, уходят на заслуженный отдых, а молодежь не стремится занять их места. Люди уходят туда, где работы меньше, а зарплата выше.
С 1 марта согласно ФЗ-220 поднимается тариф на проезд в автобусах городских маршрутов на 11 процентов, или на три рубля. Одна поездка будет стоить 30 рублей. Одновременно возрастет на 11 процентов, или с 80 до 90 рублей, проезд на маршруте № 26 Находка — Первостроителей.
— А с 1 июля текущего года начнется фискализация наших доходов. По каждому проданному билету соответствующая информация автоматически будет отправляться в налоговые органы Находки. С этой целью компания уже приобрела десять терминалов разных образцов, которые установлены в автобусах и работают в тестовом режиме. С первых шагов столкнулись с определенными трудностями. Так, на выпуск одного билета у аппарата уходит 15-18 секунд, что значительно тормозит обилечивание пассажиров, особенно в пиковое время. Быстро разряжается его батарея. Валидаторы, или кассовые аппараты, есть переносные и стационарные. Сложность стационарной онлайн-кассы в том, что ее функции напрямую связаны с работой автобуса. Если это оборудование вдруг выходит из строя, перестает работать и автобус. Словом, куда ни кинь, везде клин. Где гарантия того, что через полгода или год их не отменят, как тахографы? А ведь один валидатор стоит порядка 300 тысяч рублей, он нужен на каждый автобус. Кто компенсирует нам затраты? — посетовал Алексей ГАШЕВ. — Автоперевозки — бизнес сложный, но выбора нет. Перевозка пассажиров — задача стратегическая, и сбои в ней недопустимы.
Владимир ФЕДОРОВ