Анатолий Павлович БАСЬКО считается одним из лучших капитанов Публичного акционерного общества «Находкинская БАМР». Стать судоводителем мечтал с детства. Как и многие мальчишки его поколения, насмотревшись приключенческих фильмов, Анатолий хотел сам управлять большими кораблями, покорять морские стихии, посмотреть дальние страны, ну и, конечно же, испытать себя на прочность морем.
Его судьба чем-то похожа на судьбы других моряков. После службы в армии вернулся в родной уральский посёлок, где жили его родители. Основное производство здесь — небольшой деревообрабатывающий комбинат да речной флот. Чуть поработав в посёлке, Анатолий вместе с другом решили — надо куда-то уезжать. В центральной газете нашли объявление, что Находкинская БАМР приглашает на работу матросов, имеющих возможность заходить в иностранные порты. Так ребята приехали в Находку. Поступили в ГПТУ-34 на шестимесячные курсы по подготовке матросов. Друг вернулся вскоре, а БАСЬКО продолжил учёбу.
Окончив курсы, Анатолий пришёл в БАМР и получил назначение на БМРТ «Мыс Воронина» под начало опытного капитан-директора Юрия ОРЛА. Первый рейс — в Берингово море на промысел рыбы донных пород. Потом Анатолий БАСЬКО три путины подряд отработал на рыбообрабатывающей фабрике. Только тут по-настоящему он прочувствовал труд матроса. Рыба шла потоком, и её нужно было успевать вовремя обработать, иначе потеряет товарный вид. Это напряжённый период не только для матросов, но и всего экипажа.
В 1986 году, когда Анатолию исполнилось 24 года, он поступил в ДМУ на судоводителя. После ускоренных двухгодичных курсов зачислили четвёртым помощником капитана в экипаж РТМ «Писатель», возглавлял который капитан-директор Геннадий АНИКИЕНКО. А когда в составе Находкинской БАМР образовалось дочернее предприятие «Дальневосточная рыболовная компания», один из её капитан-директоров Александр РАКИТИН пригласил Анатолия БАСЬКО в ДРК третьим помощником капитана на БМРТ «Аэронавт» как судоводителя, подающего большие надежды.
Здесь молодой рыбак учился многим тонкостям ведения промысла — поиску массовых скоплений рыбы и ее добыче, тралению в условиях скально-свального рельефа, где, не имея должного опыта, можно запросто распустить трал, безопасности мореплавания. Анатолия БАСЬКО утвердили вторым помощником капитана. Восемь рейсов подряд отходил в море на БМРТ «Механик Брызгалин» с опытным капитан-директором и хорошим промысловиком Анатолием СТОЦКИМ, где и вырос до старпома. А в 2003 году его назначили капитан-директором на БМРТ «Аэронавт».
— Это был обычный рейс. Естественно, переживал за работу судна, экипаж, результаты рыбалки, но всё прошло благополучно. Самыми плодотворными за мою практику оказались годы с 2004 по 2007, когда рыба, казалось, шла в трал сама. А самой лучшей до сих пор считаю минтаевую путину — 2011. Все понимают, что успех любого экипажа зависит от хвоста. Если капитан найдёт и поймает рыбу, будет и работа на судне, и план, и зарплата. Ответственность на нас лежит большая. К сожалению, в последнее время запасы рыбы в Охотском и Беринговом морях идут на убыль. Сказать, что уменьшилась популяция, — будет неверно. Но факт остаётся фактом. Так уж сложилось, что, наверное, столетиями рыба большими косяками приходит в наши моря от берегов США. Задача — взять большие уловы с наименьшими затратами. Выбрали тактику выжидания. Каждый из капитанов уже примерно знает путь движения рыбы: у сельди свой вектор направления, у минтая свой. Главное, как говорится, оказаться в нужное время и в нужном месте, — считает капитан.
Предпоследние девять лет Анатолий БАСЬКО ходил в море на БМРТ «Николай Чепик», и вот уже около года возглавляет экипаж БМРТ «Капитан Масловец».
— Какой для вас оказалась минувшая Охотоморская минтаевая путина, главная из всех экспедиций? — интересуюсь у Анатолия Павловича.
— Последний рейс для экипажа был продолжительным. В начале июля прошлого года, завершив ремонт судна в Пусане, получив снабжение и доукомплектовав экипаж, отправились в Берингово море, где отработали пять с половиной месяцев на добыче минтая. Большая рыбалка в этом промышленном районе обычно начинается с середины мая, а мы подошли уже в августе, когда суточные уловы стремительно шли на убыль. За одно траление поднимали на борт всего по 15-25 тонн. Для такого типа судна, как наше, это не результат. Поэтому производственный план выполнялся с трудом. Выпускали филе, фарш, муку и жир из минтая. И только потому, что наша продукция имеет высокое качество и соответствует евростандартам, экипажу в целом удалось выйти на неплохие финансовые показатели, а люди получили хорошую зарплату, — рассуждает он. — Из чего она формируется? Сегодня на каждом судне действует паевая система. К паям прибавляется коэффициент трудового участия (КТУ), а по итогам рейса выплачивается ещё и премия из премиального фонда предприятия. Но при том условии, что экипажем выполнен производственный план, а продукция выпускалась в течение рейса без рекламаций. В дополнение к этому существует схема надбавок. Если, скажем, матрос второго класса, зарплата которого считается самой низкой на судне, отработал в экспедиции без нарушений трудовой и производственной дисциплины, стоял на ответственных операциях — весовой, икорной, филейной, его зарплатная часть по итогам рейса может быть существенно увеличена.
Ближе к концу октября экипаж под руководством Анатолия БАСЬКО перешёл в исключительную экономическую зону России на промысел олюторской сельди. Поначалу результаты радовали, а когда рыба ушла в территориальные воды, где промысел запрещён, нормальных уловов не стало. Для рыбы, как и для птиц, нет преград и границ, и ничего тут не поделаешь. А уже в конце декабря «Капитан Масловец» вышел на основную — Охотоморскую минтаевую путину. Работали в Петропавловско-Командорской, Северо-Курильской и Североохотоморской подзонах, и в каждой из них своя промысловая обстановка.
— Год на год не приходится. В нынешнем году экипаж сработал в Охотоморье неплохо: вначале среднесуточные уловы колебались в пределах 65 тонн, потом в течение месяца этот показатель держался на уровне 90 тонн. Ближе к концу экспедиции уловы стали ещё выше, но сбоев в обработке рыбы не было. И, в первую очередь, потому, что на судне сделана модернизация, в процессе которой на рыбоперерабатывающей фабрике установлены три современные немецкие машины BAADER с икорными головками и новейшая немецкая рыбомучная установка.
Не было сбоев и в работе главного и вспомогательного двигателей, так как перед выходом в море было сделано межрейсовое техническое обслуживание хорошего качества. Слаженно потрудилась машинная команда во главе со стармехом Алексеем ДЬЯЧКОВЫМ, добрых слов заслуживает и палубная команда, руководит которой помощник капитана по добыче Александр КУЛЫК. Нужно отметить грамотные и профессиональные действия на мостике второго помощника капитана Ильи ФЕДЕРЯГИНА, который подтверждает диплом старпома. И в очередной рейс планирую взять его с собой уже в новой должности. А в общем весь экипаж — 92 человека — сработали нормально.
По словам Анатолия БАСЬКО, до 2005 года на предприятии мало занимались обновлением промвооружения и палубных механизмов, а в последние годы этим вопросам стали уделять пристальное внимание. Так, на БМРТ «Капитан Масловец» во время последней модернизации, помимо обновления технологического оборудования перерабатывающей фабрики, заменили на современные траловые лебёдки и другие палубные механизмы. На тралах улучшили качество нити, и теперь новые орудия лова не напитываются водой и лучше скользят по морской глади. Установили новые траловые доски, которые можно использовать на промысле минтая и кальмара. Всё это в целом положительно сказалось на результатах рыбалки.
В Находкинской БАМР Анатолий Павлович прошёл путь от матроса до капитана, отдав предприятию в общей сложности более трёх десятков лет. И ни разу не пожалел о том, что связал свою жизнь с этим предприятием.
— За эти годы побывал в Новой Зеландии, работал у берегов США, неоднократно заходил в порты Южной Кореи и Китая. Словом, довелось посмотреть мир. Встречались красивые места и страны с высоким уровнем жизни… Но ни разу не хотелось остаться где-нибудь за границей. Никогда не жалел и о том, что не вернулся тогда с другом жить на свою малую родину. То, что я приобрёл для себя и семьи в БАМРе, в нашем посёлке я никогда бы не имел. В первую очередь, это достойный уровень жизни моей семьи. Двенадцать лет назад окончил Дальрыбвтуз и получил возможность подниматься по служебной лестнице.
За добросовестный труд Анатолий БАСЬКО неоднократно поощрялся денежными премиями и благодарностями, имеет грамоты предприятия. А в 2007 году был награждён Почётной грамотой губернатора Приморского края. После нелёгкого рейса ему, как и другим рыбакам, предоставили продолжительный отпуск.
— Семь лет не был на своей малой родине, — говорит Анатолий Павлович. — Всё как-то не получалось. А тут отпуск вместе с отгулами — пять месяцев. Съезжу к своим, проведаю, отдохну как следует, а потом снова в море. Пока силы есть, ещё постою за штурвалом. Накануне Дня рыбака поздравляю с профессиональным праздником всех работников БАМР. Желаю крепкого здоровья рыбакам и их семьям, удачных морских походов, благополучия и оптимизма, а компании — процветания.