В конце февраля со ссылкой на премьер-министра России Михаила МИШУСТИНА некоторые средства массовой информации сообщили о переносе реформы техосмотра с весны на осень нынешнего года. Но уже в первых числах марта читатели «НР» начали присылать свои фотографии выстроившихся очередей на пунктах техосмотра. Нет ли ошибки со сроками и реально ли пройти техосмотр в заочном режиме? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Сергея КОНДАУРОВА, руководителя пункта технического осмотра Находкинского городского округа.
— Сергей Алексеевич, разъясните, пожалуйста, что здесь происходит?
— Мишустин явно преувеличил, когда заявил журналистам о переносе реформы на октябрь. Как и планировалось, она началась в марте, причём состоялась в полном объёме. Ни один из её нормативов не был отменен: работает фотофиксация, контролируется пропускная способность пунктов техобслуживания (ПТО), а диагностические карты водителям выдаются в электронном виде с цифровой подписью эксперта.
Вступили в силу и поправки в КоАП и Уголовный кодекс, которые усиливают ответственность сотрудников и руководства ПТО, так сказать, за «левый» техосмотр. К примеру, юридическим лицам за подобные нарушения теперь грозят штрафы до 500 тысяч рублей, должностным — вплоть до ареста.
— То есть с первого марта не только стартовал техосмотр, но и существенно ужесточились его правила?
— Да. До первого октября правительство России продлило только лишь срок действия некоторых диагностических карт, который ограничивался рамками с первого февраля до 30 сентября нынешнего года. А вот сама реформа состоялась по плану. Возможно, в заблуждение ввели граждан и формулировки сопроводительного текста самого документа, создающие впечатление, будто речь идет об отсрочке реформы.
Я могу сказать одно: никакого постановления главы кабинета министров о переносе фотофиксации или её временной отмене не было однозначно. Да и сами рассудите, перенос реформы физически невозможен в столь короткие сроки. К тому же большинство изменений в порядок техосмотра вносились федеральными законами, а правительство России может отменить разве что некоторые подзаконные акты. Хотя и этого сделано тоже не было. Поэтому с первого марта проведение техосмотра хоть медленно, но всё же стартовало.
— Реально ли «купить» техосмотр?
— Думаю, нет. Почему? Потому что перестали работать «продавцы техосмотра». Если не все, то, по крайней мере, большинство из них. Мы захотели проверить эту порочную практику и попытались купить диагностическую карту по телефону, без посещения ПТО. Во всех случаях получили отказ и приглашение посетить пункт техосмотра лично.
Потом решили зайти с другой стороны. Сочинили легенду, дескать, на лобовом стекле авто есть незначительная трещина, и попросили выдать карту без осмотра. Реакция на уговоры была однозначной. Специалист также по телефону упрямо заявил: «Если у вас имеется трещина на лобовом стекле и мы при этом вам выдадим карту, это будет несоответствием требованиям технического регламента».
— А если сделать диагностическую карту чуть подороже, минуя фотографию?
— Ни в коем случае. Водителю нужно обязательно прибыть на своём автомобиле в пункт техосмотра лично, где ваш автомобиль сфотографирует наш специалист. Фотофиксация — обязательная часть процедуры техосмотра.
— Сергей Алексеевич, при подготовке к прохождению техосмотра на что водителю необходимо обратить особое внимание?
— Помимо наличия аптечки, огнетушителя, аварийного знака, также не должно быть трещин на лобовом стекле, нештатных диодных ламп в фарах, обязательно должен быть отрегулирован световой пучок, стоять брызговики, если они, конечно, предусмотрены автопроизводителем. Также не должно быть изменений в заводской конструкции, кроме официально зарегистрированных в ГИБДД.
Во время техосмотра эксперт в обязательном порядке проверит размер шин вашего авто. Они должны соответствовать параметрам завода-изготовителя, которые можно сверить на табличке в проеме водительской двери. Шины не должны иметь трещин и грыж. В двигателе исключаются подтёки масла, топлива и прочих жидкостей. Также проверяется работоспособность звукового сигнала и стеклоочистителей.
— Много ли тех, кто проходит техосмотр не с первого раза?
— Достаточно. Но приличная часть водителей засыпаются при проверке таких, казалось бы, банальных требований, как наличие аптечки, огнетушителя и аварийного знака. Хотя все должны прекрасно знать, что всё это нужно обязательно иметь в своём автомобиле. Нередко встречаются те, кто имеют устаревший дорожный знак, просроченный огнетушитель.
По новым нормам знак должен быть с оранжевой вставкой внутри из флуоресцентного материала для улучшения его видимости в дневное время. Все лампы во внешних световых приборах должны быть того же типа, какого они приходят с завода-изготовителя. Есть требования и к основным фарам. Если там стоят не заводские диоды или, того хуже, ксенон, сразу скажу, техосмотр вы не пройдёте.
— В чём ещё предъявляются жёсткие требования к автотранспорту?
— Запрещены дополнительные защитные пленки на фарах, в том числе и бесцветные, установка не предусмотренного конструкцией светового прибора оптических элементов. Сюда же можно отнести и дневные ходовые огни. Если вы купили модные диодные огни, придётся их снять, потому что они также не предусмотрены заводом-изготовителем.
И еще некоторые мелочи, которые станут преградой к успешному прохождению техосмотра. К примеру, на лобовом стекле изнутри не должно быть ничего, попадающего в зону обзора с водительского места. А точнее, не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзор водителя. Хочешь не хочешь, придётся откручивать свои антирадары, видеорегистраторы или «держалки» для телефонов.
— И всё же, откуда очереди на ПТО? Жалобы об этом поступают в редакцию чуть ли не с начала марта.
— Они возникают по причине неработающей базы данных ЕАИСТО-М. Операторы подтвердили нам, что база функционирует нестабильно, это и стало одной из причин в создании проволочек и очередей. Кроме того, есть проблемы с подключением новых экспертов и внесением изменений в реестр ПТО, что не позволяет ряду пунктов работать полноценно.
В числе других причин называются ограничения на пропускную способность. К примеру, один эксперт пункта техосмотра может принимать в среднем 16 машин за восьмичасовую смену. Длительность нахождения автомашины на ПТО контролируется по времени снимков: если между ними менее получаса, данные не загрузятся в базу данных.
Очереди на ПТО есть и в буквальном смысле, но, по словам операторов, они не отражают реальной картины, потому что большинство пунктов работает только по предварительной записи. То есть «лишних» клиентов попросту не записывают. Сложности отмечают и агенты по продажам полисов ОСАГО. Для их оформления необходима действующая диагностическая карта.
— Сергей Алексеевич, кому необходимо проходить техосмотр в 2021 году?
— Техосмотр не проходят только легковые автомобили в возрасте до четырёх лет. Автомашины, которым от четырёх до десяти лет, делают это раз в два года, кроме, конечно, такси. Нужно помнить, в зачет идут только календарные годы. Так, автомобиль, выпущенный в декабре 2017 года, считается четырехлетним уже сейчас, хотя фактически ему всего лишь три года с небольшим. Теперь о диагностических картах. Если срок её действия — период с первого февраля по 30 сентября нынешнего года, то он автоматически продлевается ещё на полгода, но не менее чем до первого октября текущего года. По всем возникающим вопросам водителей проконсультируют специалисты пункта техосмотра при очном посещении либо по телефону 69-22-22.
Записал Владимир ФЕДОРОВ