Виктору Борисовичу СОФЬИНУ исполнилось 75. В числе других ветеранов Находкинского пассажирского АТП администрация тепло поздравила юбиляра с памятной датой, пожелав долголетия и крепкого здоровья.
Его трудовая книжка и вкладыш за годы работы аккумуляторщиком, кладовщиком, сменным мастером исписаны благодарностями и другими поощрениями. Неоднократно награждался почетными грамотами администрации АТП и городской думы. Отработав в АТП водителем автобуса четверть века, намотал тысячи километров. Многое повидал, встречался с интересными людьми, крутя баранку днем и ночью, не раз оказывался в переделках. Сегодня он гость редакции газеты.
— Виктор Борисович, вы родились в Находке или приехали сюда?
— Детство мое прошло в деревне на Урале, а если точнее — на водяной мельнице, где работал мой дед. Там я дважды тонул, а дед меня спасал. Любил кататься верхом на лошадях, ловить рыбу. Тогда с леской для удочки были проблемы, и я делал ее из волос конских хвостов, а крючки — из обычных булавок. В 1950 году дед с бабушкой купили домик в г. Молотове, и мы перебрались туда. Через год пошел в первый класс, где, как оказалось, треть учеников были дети немцев Поволжья, сосланные с родителями на Северный Урал. Конфликтов с ними не было, хотя война закончилась совсем недавно. Проучились вместе семь лет, а потом кто куда… В нашу новую школу часто заезжали разные знаменитости, к примеру, летчик Михаил Водопьянов, великий экстрасенс Вольф Мессинг, я даже был на его опытах.
На базе завода аппаратуры дальней связи строился техникум, но набор учащихся ожидался только через год. Чтобы я не болтался, дед отправил меня опять на мельницу, где работал на засыпке зерна столяром. В 1959 году поступил в техникум. Однажды прихожу домой, а по радио передают правительственное сообщение, что летчик-космонавт Юрий Гагарин провел на орбите Земли 108 минут и благополучно вернулся на землю. Я бегом в техникум, а там директор с ребятами уже обсуждают это событие. Ой как все радовались!
Перед армией немного поработал на заводе, служил на Тихоокеанском флоте в Промысловке (ныне Фокино), где прошел курсы водителей и затем крутил баранку почти три с половиной года. На первом году службы убирали хлеб на целине. На втором — меня избрали секретарем комсомольской организации, но машину не оставлял. На третьем — снова целина, уборка пшеницы и проса. Ожидая увольнения в запас, мы, четверо «бойцов», узнали, что автобаза треста «Дальморгидрострой» нуждается в шоферах, и мы дружно отправились в Находку. Условия работы автобазы не устроили. За забором увидели другое объявление — о наборе на курсы водителей второго класса. В феврале 1967-го мы самостоятельно сели за баранки автобусов.
— Чем запомнился этот период?
— В городе были два основных маршрута: «двойка» и «пятерка». На первое место ставились безопасность пассажиров и уличного движения, соблюдение графика движения и техсостояние автобуса. Когда я отработал два года на городских маршрутах, мне присвоили первый класс и перевели на межгород. Автовокзала в Находке еще не было, автобусы отправлялись с «Бархатной». Поначалу работали по одному рейсу в Уссурийск и четырем — во Владивосток. Постепенно количество рейсов росло, прибавлялись новые маршруты. АТП расстраивалось, приходили более комфортные автобусы. Построили автовокзал с гостиницей, гостиницу «Находка», кинотеатр «Русь», уже не стыдно было показать город гостям. Чем привлекала Находка? Морем, причем чистым и богатым. Бывало, возьму маску, ласты — и за трепангом или морским ежом. Пустым никогда не возвращался. Чуть позже меня закрепили за «Интуристом».
— Каких пассажиров возили по линии «Интуриста»?
— Чаще всего, творческие коллективы, гастролирующие из Европы в Азию и наоборот. Ехали школьники на отдых из Японии и Китая по линии побратимских связей. Помню, в сентябре 1969-го встречал поезд из Хабаровска с вьетнамскими детьми, которые возвращались из «Артека» домой. Вдруг по радио передают информацию о смерти Хо Ши Мина. Как они плакали… Подобное видел, когда учился в третьем классе, и страна узнала о кончине «вождя всех народов» Иосифе Сталине. В то время каждый год на кладбище японских военнопленных в Находку приезжали в поминальные дни их родственники. По заявкам «Интуриста» их возил туда и обратно, на экскурсии по городу, а «Интурист» помогал АТП с поставкой новых автобусов.
— Обслуживая компанию «Интурист», наверное, удалось увидеть многих известных людей, столкнуться с разными обстоятельствами?
— Всякое было. Водителям автобусов «Интуриста» выдавалась красивая униформа, по нашей внешности и культуре складывались первые впечатления иностранцев о СССР. Гости были всякие. К примеру, в 1974 году пять наших автобусов обслуживали во Владивостоке встречу делегаций во главе с президентом США Джеральдом Фордом и генсеком Леонидом Брежневым. Возили их по городу, на встречи с трудовыми коллективами. А в магазинах в тот момент чего только не было в продаже… Однажды прихожу на работу — у меня был маршрут на Владивосток, а своего автобуса в гараже не нахожу. Спросил у диспетчера, оказалось, его забрали в Арсеньев на съемки фильма «Дерсу Узала», потому что моя машина была самой новой в Примавтотрансе.
В октябре 1987-го получил задание привезти из Большого Камня в Находку группу мосфильмовских киношников. Когда во Дворце культуры «Звезда» закончился их концерт, группа из 20 человек, в числе которых известные актеры Иван РЫЖОВ, Нина ИВАНОВА, Геннадий ЮХТИН, Евгений ШУТОВ и др., грузилась в мой автобус. Дядя Ваня РЫЖОВ сел впереди, и все время расспрашивал про Находку и Приморье. Когда в полночь заехали на Американский перевал, нас остановили пограничники и стали проверять документы. Узнав в пассажирах актеров кино, заулыбались и пожелали счастливого пути.
Примерно через год два наших автобуса направили в Лозовый забрать олимпийских спортсменов-гребцов и доставить их на морвокзал Владивостока. Рано утром мы двинулись в сопровождении ГАИ. Около Перетино один из спортсменов вспомнил, что забыл весла, экипаж ГАИ вернулся за веслами. Времени — в обрез, пришлось хорошенько давить на педаль, чтобы успеть к отправлению в Южную Корею теплохода «Мария Нежданова». Всё сложилось благополучно, а наши спортсмены выступили неплохо.
А вот еще случай. 1990 год, военный аэродром в Николаевке. Я с вице-мэром Находки Николаем КРЕЦУ встречаем правительственную комиссию. Приземляется ТУ-134, по трапу спускаются высокие чины, среди которых — генерал-полковник, как потом оказалось, заместитель начальника Генштаба СССР, а также министры или их заместители, курирующие Дальний Восток. В их числе Петр Мостовой, председатель Госснаба СССР. Всем составом проехали Находку до мыса Астафьева. В торговом порту комиссия была часа полтора. На обратном пути на автобусных остановках увидели море народу. Мостовой спрашивает меня: «Почему столько людей на остановках?» А я возьми да и скажи,что в Приморье недопоставки пассажирских автобусов. Я в то время был членом совета Примавтотранса и знал ситуацию. Он подзывает референта, и тот подтвердил мои слова. Петр Мостовой распорядился, чтобы срочно поправили положение. Месяца не прошло, как в Приморье поступили 20 новых венгерских «Икарусов»-гармошек, пять из которых получила Находка.
— В вашей практике, наверное, случалось немало курьезов?
— Бывало. С напарником ведем рейсовый автобус в Арсеньев. Проезжаем заповедник, а одна девушка спрашивает, когда будет Николаевка. Мы говорим: «Сейчас Отрадное, потом Николаевка». Притормаживаю на ее остановке, а она: «А где тут военный аэродром, там служит мой муж авиамехаником?» Девушка из Кемерово, взяла билет и не спросила, в каком направлении надо ехать. Пришлось прокатить ее до Арсеньева, потом привезти в Находку и устроить до утра в гостинице автовокзала, а потом помочь доехать до Николаевки.
Как-то ехали с напарником из Лазо, погода была хорошая. Подъезжаем к перевалу и видим, что пошел густой мокрый снег. Чувствуем, машину несет. По инерции прошли все повороты, а перед последним, самым крутым, сбросили скорость и забуксовали. Машину понесло к обрыву. Не доезжая несколько метров до кромки, удалось остановиться. Женщин и детей высадили, а мужчинам дали лопату, ведро и шлак. С горем пополам выехали на дорогу, а меня прошиб холодный пот.
Во время остановки на шкотовской автостанции местные хулиганы чем-то тяжелым дали мне по голове и отобрали кондукторскую сумочку. Их нашли и судили, а я неделю пролежал в шкотовской больнице.
— Виктор Борисович, работая по заказам «Интуриста» и «Бюро путешествий и экскурсий», наверное, много для себя почерпнули интересной краеведческой информации?
— Это действительно так. Советские и иностранные делегации в основном обслуживали опытные экскурсоводы «Бюро путешествий и экскурсий». Немало поездил по краю, многое услышал и повидал. Я люблю путешествовать. Был в Калининграде на могиле философа Канта, у памятника Петру I, в мавзолее Ленина, в Риге — на набережной Даугавы, в Берлине — в Карлсхорсте, где был подписан Акт о капитуляции Германии. В Праге пил пиво на Карловом мосту, а в Карловых варах — водичку с повышенным содержанием железа. В Дрездене посетил картинную галерею, в Бухенвальде прошел под воротами, где написаны слова «Каждому свое», а в гостинице Лейпцига 22 июня 1977 года перед немцами спел песню «День Победы».
— В молодости вы занимались спортом. Каких результатов добились?
— Когда учился в техникуме, увлекался классической борьбой. Был чемпионом Пермской области, Волжско-Уральской зоны. В армии выступал на первенстве Военно-Морского флота СССР. В 1964 году получил звание кандидата в мастера спорта. В Находке некоторое время возглавлял спортивное общество «Автомобилист». Выполняя общественные нагрузки, был народным заседателем в горсуде, председателем трудового коллектива, членом президиума крайкома профсоюзов. Поскольку всю жизнь был беспартийным, меня на эти должности не назначали, а выбирали. Имею медаль «Ветеран труда», награжден знаком трех степеней «За работу без аварий». Вырастили с женой сына, который подарил нам двух внуков. Часто вспоминаются слова из песни: «Снится летчикам небо, морякам — океаны, а шофер без дороги жизнь не мыслит свою…» Это обо мне.
Записал Владимир ФЕДОРОВ
На снимке: Виктор СОФЬИН