С этого учебного года в обязательную школьную программу вошла финансовая грамотность, которая не стала отдельным предметом, но преподается в рамках других дисциплин.
В начальной школе дети познакомятся с финансовой грамотностью на уроках математики и окружающего мира, с пятого класса — при изучении обществознания, математики, географии и информатики. Об этом рассказала начальник отдела финансовой грамотности Дальневосточного ГУ Банка России Александра АГВЕРДИЕВА.
— Александра Алексеевна, зачем вообще нужна детям финансовая грамотность? Ведь их «бюджетом» обычно занимаются родители?
— Не совсем так. Ученики младших классов уже имеют карманные деньги, дополнительные банковские карты, которые родители выпускают для них, «привязывая» к своим счетам. Оформить личную банковскую карту подростки могут уже с 14 лет. То есть дети довольно рано начинают распоряжаться деньгами, хоть и небольшими. К тому же в определенном возрасте ребята начинают подрабатывать, потому что хотят иметь собственные деньги. Это значит, что уже с юных лет нужно учиться грамотно управлять личными финансами.
Есть и другая сторона медали. Школьники тоже получают звонки от мошенников и становятся жертвами обмана. Злоумышленники создают поддельные магазины онлайн-игр. Оставляя там данные карты, ребенок дает мошенникам доступ к счету, на который ему переводят деньги родители.
Подростки могут столкнуться с мошенниками при поиске работы в интернете или даже быть втянутыми в схемы по транзиту преступных денежных средств. Поэтому вопросы финансовой киберграмотности наших детей очень актуальны. Полученные знания и навыки помогут им избежать многих ошибок и увереннее ориентироваться в быстро развивающемся мире финансовых продуктов и услуг.
Согласитесь, даже маленькому ребенку важно дать знания о том, что нельзя разглашать личную и финансовую информацию при общении с людьми вне семьи. Уже не говоря о важности вопросов кибергигиены для подростков, которые значительную часть времени проводят в интернете.
— Многие родители считают, что дети уже чрезмерно загружены, начиная с начальной школы: у малышей урок тигроведения, например, появился. Стоит ли ради приобретения новых знаний увеличивать нагрузку на школьников?
— Хочу успокоить родителей. Несмотря на изменения в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, нагрузка у школьников не повысится, поскольку дополнительный предмет не появится. Речь идет лишь о трансформации обучающего материала. При этом количество часов обучения не изменится. То есть преподавание финансовой грамотности довольно органично вольется в существующую модель образования.
К примеру, в начальной школе дети будут решать задачи, максимально приближенные к реалиям жизни. Скажем, ребенку нужно рассчитать бюджет похода в кино или подумать, как ему потратить деньги, чтобы купить полезные продукты и немного сладостей, если останется сдача. Дети учатся не только решать задачи, но и считать деньги и делать правильный выбор в различных ситуациях. Естественно, что в старших классах эти задачи усложняются. Но все они нацелены на освоение моделей рационального и безопасного финансового поведения.
— Допустим, методические материалы в помощь учителям, которые будут готовить рабочие программы, есть, а насколько подкованы в вопросах финансовой грамотности сами педагоги?
— Приморские учителя уже не первый год осваивают методику преподавания финансовой грамотности, изучают теорию, участвуют в краткосрочных семинарах, проходят повышение квалификации на курсах, в реализации которых принимают участие и специалисты Банка России. Более того, большая часть приморских школ в той или иной форме внедряли финансовую грамотность в образовательный процесс преимущественно во внеурочной деятельности или так, как сейчас, интегрируя в разные предметы. У учителей есть опыт практических занятий, деловых игр, проектной деятельности.
Приведу конкретный пример успешной работы приморских учителей. В Находкинском городском округе не первый год успешно работает творческая группа педагогов общеобразовательных школ «Основы финансовой грамотности».
Осенью прошлого года ученики школы №3 и гимназии Спасска-Дальнего стали лучшими по итогам первой онлайн-смены по финансовой грамотности, организованной Банком России в Приморском крае. Более двух недель ребята из пяти школ города общались в онлайн-режиме с экспертами Банка России, получали от них задания, обзоры выполненных работ и рекомендации. Школьники смотрели фильмы, рекомендованные экспертами финансового рынка, писали на них рецензии и даже снимали видеоролики. Они читали бизнес-бестселлеры и лонгриды на сайте Fincult.info, который Банк России запустил несколько лет назад в целях финансового просвещения. Там кладезь обучающих материалов, они полезны как школьникам, так и педагогам.
В итоге, чтобы ответить на вполне практические вопросы, например, стоит ли становиться созаемщиком или поручителем по кредиту, можно ли получать финансовые услуги, не выходя из дома, как противостоять кибермошенникам и тратить меньше денег, ученики 8-11 классов обработали внушительный объем информации за короткие сроки. Их помощниками и вдохновителями стали преподаватели школ №1, 3, 4, 12 и гимназии Спасска-Дальнего.
В июне этого года участниками этого проекта стали ученики старших классов школ Ольгинского муниципального округа. Четыре команды из пгт Ольга, сел Серафимовка и Пермское объединились в Телеграм-сообщество «Онлайн-смена по финансовой грамотности». Каждое утро организаторы размещали там информационный пост: о мошеннических «письмах счастья», финансовых пирамидах, правилах безопасного использования банковских карт, а школьники изучали заданную тему и выполняли творческие задания.
Так что с уверенностью могу сказать, что педагоги районных школ «в повестке дня» и готовы к преподаванию финансовой грамотности.
— Онлайн-формат – хорошая возможность провести образовательные мероприятия для школьников отдаленных территорий. Насколько знаю, Банк России начал активно пользоваться им еще до пандемии, расскажите об этом?
— Чтобы дать возможность учащимся из любой точки России получить равный доступ к знаниям, в 2017 году Банк России запустил проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Кстати, 14 сентября на сайте www.dni-fg.ru стартовала очередная осенняя сессия. К проекту могут подключиться школьники 8-11 классов, студенты техникумов и колледжей со всей России. С учащимися работают эксперты финансового рынка. Они рассказывают о том, как грамотно распоряжаться личными финансами, выбирать и использовать финансовые инструменты, распознавать кибермошенников и защищать свои права как потребителей финансовых услуг.
Кроме того, в октябре выйдут в эфир новые онлайн-уроки на тему истории денег, денежного обращения и денежных реформ от истоков до современности. В подготовке материалов занятий принимал участие Музей Банка России. Должно быть очень интересно. Также в осеннюю сессию планируется возобновление эфиров по теме «Моя профессия — финансист», которая традиционно пользуется интересом у учащихся.
Этой осенью существенно расширена сетка вещания: количество эфиров, к которым можно подключиться в первую смену в школах Дальнего Востока и Сибири, выросло почти на 50%. Это даст педагогам больше возможностей встраивать онлайн-уроки в сетку школьного расписания и позволит увеличить охват целевой аудитории.
В весеннюю сессию в проекте приняли участие 110 школ края. Приглашаю и остальные образовательные организации присоединиться к нашему проекту.
Онлайн-занятия по финансовой грамотности проводятся и для старшего поколения. Они начались на сайте www.pensionfg.ru 21 сентября.
— Но если пенсионеры не готовы вновь «садится за парты»? Есть какой-то другой способ повысить уровень своих знаний?
— Главное, оставаться в повестке дня и следить за информацией. В эпоху интернета это делать не сложно. А образование можно получать и самостоятельно. Самое простое, что могу порекомендовать, сборник лекций по финансовой грамотности, его можно бесплатно скачать на сайте Fincult.info или слушать онлайн. Аудиолекции рассказывают о том, как потребителю финансовых услуг защитить свои права, противостоять мошенникам, узнать свою кредитную историю, грамотно взять кредит или микрозаем, что нужно знать о лжебанках, нелегальных кредиторах и финансовых пирамидах. Аудиолекции можно слушать за рулем или в автобусе, во время домашней уборки, на пробежке или прогулке с собакой. Это позволяет экономить время и значительно упрощает процесс получения полезной информации. К тому же лекции подойдут людям, имеющим проблемы со зрением.
— А для детей есть альтернатива онлайн-урокам и постижению «финансовой грамоты за школьной партой?
— Если вы чувствуете, что пришло время объяснить ребенку, как планировать траты и копить на свои цели или защитить от кражи деньги на карте, то очень кстати будут лонгриды с сайта Fincult.info. Читайте их вместе с детьми, обсуждайте различные жизненные ситуации на темы, касающиеся денег. Мне кажется, это очень важно. И потом, говорить с детьми о деньгах можно в любом возрасте.
На сайте Fincult.info есть советы о том, какие книги почитать, чтобы улучшить свои знания, а также тематические онлайн-игры. Веселые интерактивные задания, основанные на различных жизненных ситуациях, научат детей распоряжаться личными финансами, не попадаться на уловки мошенников, помогут понять, из чего складывается семейный бюджет, и сформировать правильные поведенческие установки.
Подходящий материал есть и для совсем маленьких. Например, для детей от 4 лет по мотивам мультипликационного сериала «Три кота» создана финансовая развивающая игра, которую можно бесплатно скачать в App Store и Google Play Store. Вместе с героями мультипликационного сериала Карамелькой, Коржиком и Компотом ―дети раннего школьного и дошкольного возраста будут строить семейный бизнес, осваивая азы финансовой грамотности и предпринимательства. Думаю, что такой формат заинтересует современных детей.
Нина КОЛЬЦОВА