Буксиры — помощники большого флота

экипаж буксира Кузбасс…Привычную картину можно наблюдать каждый день на акватории залива Находка, бухты Врангеля. Современный буксир, а то и два-три сопровождают крупнотоннажный балкер или контейнеровоз, помогая им пришвартоваться к причалу. Казалось бы, в этом зрелище нет ничего особенного. Однако только посвящённому известно, какая напряженная работа кипит в этот момент на борту буксира-кантовщика. В канун профессионального праздника – Дня работников морского и речного флота – ОАО «Восточный Порт» пригласило к себе журналистов, чтобы познакомить читателей «НР» с процессом проводки и швартовки-отшвартовки судов в бухте Врангеля.

Оперативный график движения и расстановки судов в морском порту Восточный составляется старшим диспетчером порта и утверждается капитаном порта и главным диспетчером. Лоцманская проводка в бухте Врангеля является обязательной. По технике безо-пасности посторонним лицам при проведении швартовых операций запрещается находиться на борту сопровождающего судна. Для журналистов администрация портового флота ОАО «Восточный Порт» выделила буксир-кантовщик «Руслан», где нас радушно встретил капитан Андрей ЛИТВИНОВ.
Проводя небольшую экскурсию, Андрей Борисович ни на миг не отрывает взгляда от заданного курса и не выпускает из рук рацию – работа штурмана требует постоянной концентрации внимания. Знакомимся с экипажем «Руслана». Это второй механик Владимир РАХМАНОВ, старший моторист-матрос Артур СЕВЕРИН, старший моторист-матрос Дмитрий ЛЫСЕНКО.
В течение 10 минут мы следуем за «Кузбассом» и «Олимпом», которые идут в направлении находящегося на рейде китайского грузового судна YIN TAY (длина — 188,33 м). Его постановка планируется на десятый причал. Первым на борт поднимается лоцман. Судно снимается с якоря и следует на вход бухты Врангеля, где его встречают для сопровождения буксиры. Погода прекрасная, и работа идет в штатном режиме.
— Зачастую бывает и так, что швартовка-отшвартовка судов происходит в тяжелых погодных условиях, при сильном ветре и непроглядном (густом) тумане, — замечает Андрей Литвинов. — Бывают случаи, когда мы работаем по заявке наших соседей в бухте Козьмина с океанскими танкерами. За сутки выполняем в среднем восемь швартовых операций.
Швартовка судна – сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготавливают все необходимое, чтобы выполнить все оперативно и в соответствии со всеми требованиями. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа знает свое место согласно судовому расписанию. Механики или сменные помощники занимают места у пульта управления лебедкой и держат постоянную связь с лоцманом.
К китайскому судну подходят «Олимп» и «Кузбасс», на судно подали и закрепили буксировочные канаты. Их длина выбирается оптимальной с тем, чтобы обеспечить эффективную работу, контролируя положение прибывшего теплохода.
Начинается самая ответственная и сложная работа. Судно в сопровождении буксиров осторожно, плавно подводится, разворачивается и прижимается к причалу. Экипажи предельно напряжены и сосредоточены. С судна подают швартовые канаты на причал. Все — швартовка закончена. Экипажи сработали хорошо. Весь процесс занимает от 40 минут до часа, время постановки к причалу зависит от погодных условий и размеров большегрузного транспорта. Нередко к большим судам одновременно «вяжется» до четырех буксиров.
…«Кузбасс»-лоцман, — вновь оживает рация. — Буксир забрал, свободен» — «Да, спасибо за работу, свободен». Через несколько минут швартовочная операция подходит к концу и суда портофлота отправляются к своему пирсу.
— На сегодняшний день портовый флот оснащён четырьмя мощными буксирами-кантовщиками — «Тайфун», «Руслан», «Инженер Мисан», азимутальным буксиром «Кузбасс», которые способны швартовать суда дедвейтом 150 тысяч тонн и более, а также рейдовым катером «Курс», — рассказывает начальник портового флота ОАО «Восточный Порт» Виктор Фёдорович БАНИН. — В обязанности судов портового флота входит выполнение буксировочных и швартовых операций на акватории бухт Врангеля, Козьмина, Находка, рейдовое обслуживание судов, стоящих на внешнем рейде. Иногда приходится принимать участие в спасательных операциях аварийных судов, тушении пожаров. Портофлот осуществляет швартовые операции как для нужд ОАО «Восточный Порт», так и для сторонних организаций. Хорошие экипажи на мощных судах везде востребованы.
Помимо нового судна «Кузбасс», которое было построено на китайской верфи Damen в 2012 году и обладает мощностью 4 258 лошадиных сил, по решению руководства стивидорной компании строится еще один буксир ледового класса мощностью свыше пяти тысяч лошадиных сил. Его технические характеристики будут отвечать современным требованиям работы в порту. По мнению Виктора Фёдоровича БАНИНА, за 41 год, прошедший со времени основания портового флота, сложился дружный, сплочённый коллектив, большая часть которого относится к плавсоставу. Сегодня здесь трудятся 115 человек. Все — специалисты своего дела, люди ответственные.
Недавно в Восточном порту возродилась добрая традиция проводить конкурс на Кубок ООО «Управляющая портовая компания», победа в котором предполагает не только высокие производственные показатели, но и участие в общественной жизни предприятия. Благодаря слаженной работе комсостава буксира «Кузбасс» — капитана Александра ГОРБАТЕНКО, старшего помощника Валентина НИКОНОВА, сменных помощников Николая КРУПНОВА и Сергея ЧАЙЦЫНА, старшего механика Вячеслава ХАКИМОВА, второго механика Романа ВЕТРА, сменных механиков Владимира КОНОВАЛЕНКО и Евгения НИКИШИНА — экипаж этого судна вот уже второй год подряд становится обладателем этой почетной награды.
Знакомит нас с чудом судовой техники «Кузбассом» и его знаменитым экипажем сменный помощник капитана Олег КУРОЛЕНКО. В этот день вахту несут сменный механик Виталий КУЗЬМИН, старший моторист-матрос Геннадий ЩЕЛЯЕВ, вахтенный матрос Анатолий КРАМАРЕНКО, на камбузе дежурит бессменный кок Любовь ГРАНИЧ. Как и все моряки, члены экипажа немногословны. Об их профессионализме и ответственности говорят дела, а не слова.
Экскурсия по судну начинается с рулевой рубки, которая просто «напичкана» суперсовременным оборудованием и похожа, скорее, на кабину пилотов самолета. Здесь есть все: современный бортовой компьютер, спутниковая связь, факс приема погоды, управление лебедкой и многочисленные датчики, позволяющие контролировать работу машинного отделения без присутствия механика.
— «Кузбасс» — современный азимутальный буксир. Он отвечает всем требованиям класса Российского морского регистра судоходства, — делится своими впечатлениями Олег Владимирович. — На нём приятно работать. Чтобы шагать в ногу со временем, наши работники постоянно совершенствуют свои знания и навыки – посещают курсы повышения квалификации и один раз в пять лет проходят аттестацию.
В машинном отделении гостей встречает старший моторист-матрос Геннадий ЩЕЛЯЕВ. Он показывает два ярко-жёлтых двигателя, к которым прикреплены мониторы компьютеров.
— Эти двигатели и две винторулевые поворотные колонки обеспечивают изменение направления движения судна на 360 градусов. А значит, судно может идти в любом направлении: и вперед, и назад, и боком, и по диагонали, что является показателем высокой маневренности буксира. Технические возможности позволяют привлекать буксир и для тушения пожаров в порту. Это – техника будущего, — комментирует Олег КУРОЛЕНКО.
…Ежедневно, ежечасно у причалов Восточного порта, в бухте Врангеля, идёт работа, на первый взгляд, незаметная. Но такая важная и нужная большому флоту. Вот опять ожила рация, и новая вахта выходит на буксире в море. И все моряки знают — портовый флот свою работу, как всегда, выполнит на отлично.

п2 п1

Ольга ГОРЕЛОВА
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.