Недавно Виктору Семеновичу ГНЕЗДИЛОВУ, в прошлом председателю горисполкома и первому мэру Находки, исполнилось 75 лет.
С юбилеем его тепло поздравили руководители органов власти Находки и бизнес-сообщества, Пенсионного фонда Приморского края и Находки, коммерческих и финансовых учреждений, совета ветеранов, пожелав юбиляру крепкого здоровья, долголетия и по-прежнему оставаться в строю. Сегодня он занимает должность директора филиала АСРО «Региональное объединение строителей Приморского края». Нынешняя встреча – разговор о насущных проблемах.
Виктор Семенович, крупные строительные предприятия много лет ждут федеральных проектов, но их реализация на нашей территории тормозится. Дефицит заказов поставил многих в сложное положение. Насколько тревожна ситуация?
— Положение очень сложное. Нет госзаказов – нет и развития территории. Раньше было плановое хозяйство, в Находке работали мощнейшие строительные тресты «ДМГС», «КПД-2», «Находремстрой», более 40 строительно-монтажных компаний, которые выполняли заказы в городе и по краю, а «ДМГС» и «КПД-2» — по всему Дальневосточному региону.
Сегодня от них осталось одно название. Нет в том виде и градообразующих – Приморского судоремзавода, БАМР и НСРЗ. Разрушили цеха и на их территориях переваливают уголь. Да, это прибыльный груз, достойная зарплата… Но я не понимаю такой тактики. Отдайте все Восточному порту, который может перерабатывать более 300 млн тонн угля в год. Пусть будет одна в городе площадка, оснащенная современной системой защиты и пылеподавления.
Не раз намечались сроки начала строительства двух крупнейших на Дальнем Востоке производств – ВНХК и завода по производству химических удобрений. Прошло около четырех лет, а воз и ныне там. Правда, для ВНХК уже начали рубить просеку под ЛЭП, но как долго это продлиться, никто не знает. Причина одна – отсутствие средств у государства. Именно поэтому тормозится и возведение завода по производству удобрений. Во-вторых, чтобы начать его строительство, нужен природный газ. Недавно был в Партизанске, в ООО «Трансстрой», там большой парк техники, но вся она стоит на приколе. Нет работы. Хотя предприятию было обещано участие в строительстве газовой трубы в Находку. Но приходится ждать.
Пока строители ожидают заказов, специалисты предприятий – в поисках новой работы. А если работа неожиданно появляется, то нередко компании западных регионов выигрывают эти тендеры. У них деньги, выгодные условия, а у местных – ничего. Потом они набирают находкинские или приморские строительные организации на субподряд и платят гроши, диктуя свои условия. Можно вспомнить строительство космодрома Восточный или работы на Русском, за которые до сих пор заказчик не рассчитался в полном объеме.
Несмотря на возраст, вы остаетесь в строю. Что хотелось бы изменить в работе строительной отрасли Находки?
— В этом секторе экономики сегодня занято около четырех тысяч человек, а когда-то было 16. Из этих четырех – половина уже не строители. Отрасль практически потеряна, и все же биться за ее спасение нужно. Без строителей нет развития городов и региона в целом. Из Москвы или других мест людей не навозишься. Не зря в советское время создавались крупные компании, в числе которых было и спецпредприятие «Дальводстрой», которое строило на селе все, начиная от рисовых чеков до жилья.
Что хотелось бы изменить? Чтобы отдавали предпочтение местным строителям в получении заказов и реализации проектов. Есть полпред президента, министр развития Дальнего Востока, которые могут решать эти вопросы, но не вмешиваются. К сожалению, в последнее время участие в конкурсах и тендерах – обязательное условие. Электронная площадка – дело хорошее, но если мы хотим что-то иметь на Дальнем Востоке, надо дать региону определенные полномочия, в том числе определять порядок предоставления контрактов в секторе экономики.
Чем мешает или помогает строителям действующее российское законодательство?
— Пока не помогает ничем. Учитывая нашу громадную территорию и удаленность от Москвы, по Дальневосточному региону должна быть отдельная законодательная база, чтобы развивать регион и привлекать сюда переселенцев. Да, сегодня дают дальневосточный гектар и один миллион рублей на переезд. Но этих денег не хватит даже на жилье. В первую очередь надо развивать крупный бизнес, где будет занято как можно больше людей. А вокруг него, как правило, создается сеть средних и малых предприятий.
Либерализм 90-х годов сыграл с нами злую шутку – произошли кардинальные перемены во всех отраслях. А сегодня очень тяжело и президенту, и тем, кто заинтересован в реанимации и развитии экономики. Конечно, положительные перемены очевидны, но в основном пока только в западных регионах. На окраинах России желаемых результатов не видно. Начали возрождение с Большого Камня. Дай бог, чтоб там получилось организовать строительство флота в больших объемах. На Дальнем Востоке большая военная промышленность, через которую, уверен, можно развивать и гражданскую. И делать это надо как можно быстрее. Так везде в мире. Это в совокупности и будет помощью государства строительным компаниям Приморья и Дальневосточного региона в целом.
В крае создано несколько саморегулируемых организаций строителей – «РОС ПК», СРО «Альянс строителей Приморья», «Объединение Дальмормонтаж», СРО проектировщиков… Какую роль они играют?
— Компании создавались в начале 2000-х и сыграли свою положительную роль. Новый закон, принятый в июле прошлого года, привнес некоторые изменения в их работу. И теперь регистрация новых предприятий осуществляется уже не в центре, а в регионах. Раньше одна компания могла одновременно зарегистрироваться в Находке, Москве и Санкт-Петербурге, где давали ей выгодные условия. Ныне все вернули на региональный уровень.
В нашей «РОС ПК» сегодня 178 компаний. Она, кстати, считается одной из лучших в России по организации и выдаче документов. В «Альянсе» – более 300 компаний. Если говорить о конкурсной основе, то эти функции я бы передал СРО, чтобы они занимались конкурсами, тендерами, развитием отрасли. В такой ситуации РОС ПК может вырасти в мощный трест.
Виктор Семенович, откуда такая высокая цена квадратного метра жилья в Находке и есть ли возможность снизить ее? Администрация Приморья заверяет, что намерена предоставлять земельные участки исключительно под комплексную застройку жилья.
— Она уже предоставляет, но опять-таки на конкурсной основе. И главными участниками тендеров по-прежнему являются не местные, а крупные предприятия западных регионов. Если бы эти вопросы в соответствии с законом отдали в ведение администрации региона и она проводила конкурсы и тендеры, только среди местных компаний, ситуация значительно изменилась бы. Соответственно, стало бы возможным снижение и цены квадратного метра жилья в новостроях. А пока представители западных регионов, участвуя в конкурсах, цену за землю поднимают до максимума. У наших строителей нет возможностей тягаться с ними. Отсюда и цена высокая. В Находке строят жилье в основном региональные, то есть владивостокские компании, но земельные участки принадлежат западным фирмам. Из находкинских остались разве только ООО «НСУ» и ООО «Массис», у которого, кстати, самая низкая цена квадратного метра в городе. Но им конкурировать с приезжими уже тяжело.
Сегодня, чтобы начать строительство многоэтажного дома, нужно хотя бы на 30 процентов обеспечить его деньгами, хотя по идее должно быть не менее 70 процентов. Заказчик не всегда их дает. Вот и приходится местным компаниям влезать в кредиты, чтобы не потерять заказ. А вы сами знаете, какая сегодня высокая процентная ставка. Раньше по регионам были отделения Промстройбанка, где строители находили поддержку, пользуясь льготными кредитами. Теперь его нет.
Один из последних примеров. В Сочи для Олимпиады строили крупные объекты. Многие компании обанкротились, потому что их изначально вынудили взять кредиты. Еще одна причина провала – работали с колес. В частности, проекты зачастую были незавершенными. Что-то подобное происходит сегодня с ВНХК: проект готов, а вопросы обеспечения инженерных сетей не решены до конца.
В каком виде осталась господдержка строительной отрасли?
— Ее практически нет. По крайней мере, в Находке. Из дальневосточных объектов, которые строятся на средства государства, пожалуй, космодром Восточный и судоверфь в Большом Камне. Но и здесь без проблем не обошлось.
Виктор Семенович, в последние годы заметно упал авторитет строителя, что привело к дефициту квалифицированных кадров. Как один из вариантов, может, время вспомнить о конкурсах профмастерства, творческих конкурсах архитекторов и проектировщиков?
— Авторитет строителя не упал, но дефицит кадров есть. И скорее, потому, что нет больших строек, стабильности, постоянной работы. И строители вынуждены уходить в другие отрасли. Что касается профмастерства, то Национальное объединение строителей (Нострой) проводит конкурсы профмастерства, творческие конкурсы архитекторов, проектировщиков, но они в основном проходят в центральной части России. У нас это осталось только на бумаге. Даже нет премиального фонда для поощрения победителей.
Что касается кадровых вопросов, теперь их приходится решать с помощью центра занятости населения, который бесплатно направляет людей на курсы обучения. К примеру, во Владивостоке готовим бульдозеристов, других механизаторов. В Находке тоже учат этим профессиям, но за большие деньги. А в прежние годы каменщиков, штукатуров, маляров, сантехников, бульдозеристов, крановщиков… готовили для строительной отрасли профтехучилища при поддержке государства. Сегодня колледжей практически не осталось, система профтехобразования в стране разрушена, а строительные компании выходят из положения кто как может. Это еще одна беда современного общества.
Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ