Владимир ШИРЯНКО:  Люблю машину и тайгу

SONY DSCЭто произошло в середине 80-х годов. Молодому водителю Находкинского пассажирского АТП Владимиру ШИРЯНКО ещё не было и 30 лет. В этот день он работал на автобусе по привычному городскому маршруту. При высадке-посадке пассажиров на остановке «Рыбный порт» он вдруг обратил внимание, что сам по себе катится под спуск бензовоз в направлении железнодорожного переезда. Недолго думая, он оставляет свой автобус, на ходу догоняет бензовоз, заскакивает в кабину и останавливает тяжёлую технику.
Если бы не его смелость и внимательность, уже через несколько секунд бензовоз мог бы врезаться в подошедшую на остановку электричку с пассажирами. Произошло бы непоправимое. Когда Владимир вернул бензовоз на место, из магазина вышел его водитель и смутился. Оказалось, слабый ручной тормоз не удержал гружённую топливом машину и она сорвалась с места.
Об этом случае Владимир Алексеевич не любит вспоминать. Его напомнила заместитель генерального директора по кадрам Находкинского пассажирского АТП Валентина МИН. К сожалению, никто в то время на этот случай не обратил особого внимания. А ведь Владимир ШИРЯНКО совершил хоть маленький, но подвиг.
Владимир Алексеевич устроился работать в АТП в 1979 году. В то время на предприятии только начинали строить новые боксы, автомойку, эстакаду. Молодой водитель на грузовике каждый день доставлял сюда бетон, другие инертные и строительные материалы. Через полтора года его пересадили на пассажирский автобус ЛИАЗ. Начинал на городских маршрутах.
— Машина советская, проблем много, ремонт требовался всегда: то двери на ходу отваливались, то задняя часть автобуса постоянно «играла». Личного автотранспорта в то время у горожан было очень мало, большая часть населения передвигалась общественным. Поэтому в салонах всегда было много пассажиров. Возмущений и недовольства на условия обслуживания тоже хватало. Зарплата у водителей была невысокой, и всегда на предприятии присутствовала текучесть кадров. Но я не торопился увольняться, — вспоминает собеседник.
Позднее в город стали приходить венгерские машины марки «Икарус». Вместо одного на автобусах стали работать по два водителя. Сначала это были бэушные машины. Потом пошли новые, с дизельным двигателем. Они были мощнее ЛИАЗов, без труда взбирались на затяжные подъёмы и не так часто ломались. Да и комфортнее — с печками обогрева, радиоприёмниками, устройствами для объявления остановок.
Пришлось ему поработать и на ЛАЗах, по заказам обслуживал КПД-80 и другие находкинские предприятия. Особенно по осени часто вывозил трудовые коллективы в посёлок Пограничный, Ханкайский, Партизанский и другие районы Приморья для оказания шефской помощи колхозам и совхозам в уборке урожая. Позже на этих же машинах выполнял рейсы по междугородным маршрутам во Владивосток, Уссурийск, аэропорт, Большой Камень… Пришло время, когда на междугородных рейсах стали работать более современные машины — «Икарусы».
— Больше всего мне нравилось работать на межгороде. Здесь движение не такое активное, как в Находке. Аварий на моей практике в дороге не случалось, а вот поломки были. Но я к ним был всегда готов — у меня всегда про запас имелись запчасти. Если что-то произошло, пересажу людей в попутный автобус, а сам — за ремонт машины, — рассказывает Владимир Алексеевич.
Чего только не случается в практике водителей междугородных маршрутов. Однажды Владимир ШИРЯНКО в сильный снегопад поднимался на своём автобусе на Тинканский перевал. Образовалась пробка, движение было очень медленным. Впереди на подъём идёт другой автобус также с пассажирами. И вдруг Владимир Алексеевич заметил, что машину медленно стаскивает на обочину. А там глубокая пропасть. Чтобы не допустить крушения, вопреки правилам дорожного движения Владимир подъехал впритык к впереди идущему автобусу и удержал его, чтобы он не улетел в кювет. Когда опасность миновала, обе машины остановились, под колёса «потерпевшего» автобуса положили «башмаки» и высадили пассажиров. А когда на помощь из АТП прибыл КРАЗ, повисшую задними колёсами над пропастью машину вытащили на дорогу. И водитель, и пассажиры, конечно, были очень благодарны Владимиру ШИРЯНКО за взаимовыручку и самоотверженность.
В 90-е годы Владимир ШИРЯНКО перевёлся на пригородные маршруты, в Партизанск и Южно-Морской. Этому направлению отдал более десяти лет. Последние годы трудится в городе в основном по «пятёрке» и «девятке». В целом он посвятил Находкинскому АТП более 35 лет, из них шесть лет — в должности механика. А порой приходилось заменять и начальника колонны. И ни разу не пожалел о том, что на одном предприятии прошло почти полжизни. За добросовестную и безаварийную работу не раз награждался денежными премиями, почётными грамотами автотранспортного предприятия и администрации города.
— Сегодня работать в АТП в удовольствие, — говорит собеседник. — Большая часть автопарка обновлена. На смену венгерским давно пришли современные и комфортные автобусы южнокорейской компании «Дайва». Неплохо поставлена и организация труда на предприятии. Если вдруг произошла поломка, водитель уже не сам под машиной лежит, технику чинят ремонтные бригады. Регулярно выполняется техническое обслуживание автотранспорта. При этом не снимается часть обязанностей с водителей. Ближе к зиме нужно будет патрубки заменить на новые, подтянуть хомуты, почистить печку, чтобы лучше грела.
В свободное время Владимир Алексеевич не прочь сходить с удочкой на рыбалку и сварить на природе ароматную ушицу. Любит тайгу. В этом году набрал много грибов, замариновал их, засушил и заморозил на зиму. Каждый год собирает шиповник, актинидию, кедровые шишки. Но больше всего любит ухаживать за растениями, особенно за цветами, в том числе и на клумбе родного предприятия. Немало времени проводит на своём огороде, помогает родным.
— Полтора года назад похоронил жену, — сокрушается Владимир ШИРЯНКО, — и теперь все хозработы полностью легли на мои плечи. Дочь Мария теперь студентка, учится в Санкт-Петербурге. Через три года придёт время оформляться на пенсию. Но, пока есть здоровье, уходить с производства не собираюсь.

Владимир ФЁДОРОВ
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.