Последние месяцы для КГБУЗ «Находкинская городская больница» были богатыми на события. Прошел первый круглый стол, на котором проблемы городского здравоохранения обсуждали руководители медучреждений, представители городской, краевой и федеральной власти, а также рядовые пациенты.
14 декабря больница провела первую публичную встречу с населением. Теперь такие мероприятия будут проходить каждый квартал. Ну и главное – в больнице новый главный врач. По результатам конкурса, объявленного департаментом здравоохранения края, им стал Владимир ЯКУШИН, ранее занимавший должность заместителя главврача по поликлинической службе. Ждут ли в ближайшее время больницу изменения, можно ли сделать поликлиническую помощь для населения более доступной и каким образом эффективнее решать возникающие у пациентов вопросы? Об этом – беседа с руководителем лечебного учреждения.
Первая в 2018 году встреча руководящего состава больницы и представителей органов власти с жителями города состоится 15 февраля в ДК им. Гагарина. Приглашаются все желающие.
– Владимир Витальевич, помимо смены руководителя какие-то еще перемены планируются в управленческом аппарате или структуре Находкинской городской больницы?
– Напомню, что став пять лет назад краевым учреждением, Находкинская городская больница объединила родильный дом, поликлиники № 1 и № 2, саму городскую больницу на ул.Пирогова, больницу в пос. Южно-Морской, а также всю детскую службу города. На 1 октября 2017 года учреждение обслуживало 117 805 человек, из них 31 587 детей до 17 лет.
Конечно, управление такой громадой требует особого подхода. Поэтому считаю необходимым оптимизировать организационную структуру медучреждения, для чего сегодня проводится ее глубокий анализ. Определяющим критерием в формировании административно-управленческого аппарата будут профессионализм и ответственность каждого конкретного специалиста. Таких людей в коллективе достаточно. Что касается медицинского персонала, то его количество будем только увеличивать. Я говорю не только о врачах, но и о среднем и младшем медперсонале.
– Можно ли привлечь новых сотрудников зарплатой?
– С 2018 года здравоохранение переходит на эффективный контракт, в котором детализированы такие положения, как трудовая функция, условия получения заработка и начисления стимулирующих выплат работникам. Моя задача как руководителя – адекватно оценивать труд медицинских работников. Если врач работает на полторы ставки, берет дежурства, т. е. выполняет большой объем работы, естественно, мы приложим усилия, чтобы он получал достойную зарплату. Задача – создать коллектив единомышленников, которые с удовольствием бы отдавали свои знания для лечения больных и получали бы за это достойную оплату.
– Владимир Витальевич, какие важные проекты должны быть реализованы в городской больнице в следующем году?
– Их несколько. Один из самых заметных – полная реконструкция и переоснащение корпуса на ул. Пирогова, 13 г, где располагаются отделения септической хирургии на 20 коек (здесь лечатся люди с наиболее запущенными стадиями заболеваний) и урологии на 29 коек. Именно по поводу условий в этом корпусе мы получаем самое большое количество жалоб от пациентов: здание было построено 40 лет назад, а капитальный ремонт в нем не проводился более четверти века.
Около 23 млн рублей – таков сводный сметный расчет всех работ. Их планируется начать уже в феврале 2018 года и завершить к ноябрю. Краевой бюджет выделяет более 19 млн. Обновленные операционные, ординаторские и больничные палаты необходимо дооснастить современной мебелью и оборудованием. И здесь мы очень надеемся на помощь социально ответственных предприятий. Лишь три из 56 объектов КГБУЗ «Находкинская городская больница» сегодня требуют капитального ремонта. Среди них как раз корпус на ул. Пирогова, 13 г.
Второе направление, на котором мы сосредотачиваем усилия, должно помочь сократить очереди к врачам. В крае запускается единый call-центр для пациентов, в подразделениях ЛПУ установлены инфоматы, и уже в феврале больше горожан смогут записаться на прием к специалисту без лишней траты времени.
Пока электронная запись к специалистам взрослых и детских поликлиник доступна только через портал «Госуслуги». Учреждения выкладывают в день по одному-два электронных талона к каждому врачу (другие предназначены для повторных больных, самозаписи, записи через регистратуру). После полного запуска системы их должно стать в три раза больше.
Необходимо использовать информационные технологии на всех уровнях. В тестовом режиме мы уже оформляем электронные больничные листы, а в ближайшей перспективе начнем работать с электронными амбулаторными картами и историями болезни.
– По городу ходят слухи по поводу сложного финансового положения больницы. Это правда?
– Действительно, на конец 2017 года Находкинская больница имела серьезную кредиторскую задолженность. Принимаемые меры позволили начать процесс сокращения долгов перед поставщиками товаров и услуг. Разработан и на краевом уровне утвержден план финансового оздоровления медучреждения. В результате, например, уже в декабре больница получила средства на финансирование двух контрактов по закупке медицинского оборудования на 4 млн рублей. Мы также говорим о развитии высокотехнологичной медицинской помощи на своей базе, активизации работы в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), использовании лизинга, аутсорсинга и других рычагов.
– На финише прошлого года, 14 декабря, Находкинская городская больница провела первую публичную встречу с населением. Такие мероприятия станут регулярными?
– Да. Я убежден: никакая переписка не заменит личного общения с теми, для кого мы работаем! Именно на таких встречах можно не только проинформировать население о проблемах общего порядка, но и решить какие-то персональные вопросы. Ведь на них присутствует весь руководящий состав больницы. По возможности будем приглашать руководителей города. Следующая встреча состоится в ДК им. Гагарина 15 февраля.
Люди интересовались диспансеризацией, благодарили врачей и медсестер за работу, просили помочь пенсионерам освоиться с информационными технологиями, спрашивали о том, когда в городе можно будет пройти магнитно-резонансную томографию по полису ОМС. К решению этого вопроса подключился глава города Андрей ГОРЕЛОВ. Ко многим вопросам я был готов – временно исполняя обязанности главврача, первым делом ознакомился с анализом обращений граждан, который делают все подразделения больницы. Серьезное подспорье нам в этом – анкетирование в рамках федеральной программы независимой оценки качества оказания медицинских услуг, а также работа электронной приемной, которая уже почти два года функционирует на нашем официальном сайте.
Обращения, которые поступают к нам через интернет, по телефону и на бумаге, можно разделить на три группы. Первая – самая многочисленная – касается порядка оказания медицинской помощи в поликлинике и стационаре, а также возможностей больницы. Вторая группа – это как раз жалобы на сложности с записью на прием и обследование. Третья – просьба разобраться и помочь в конкретных случаях, связанных с лечением в больнице. Анализ полученных сведений становится поводом для дополнительных действий, направленных на повышение качества и доступности помощи.
– И все-таки, тяжело ли «достучаться» до главврача жителю города?
– Сразу отмечу – треть вопросов, поступающих в приемную главного врача, в департамент здравоохранения (а иногда и в электронную приемную президента), можно решить с руководителем поликлиники или стационара.
Также в системе обязательного медицинского страхования Приморского края круглосуточно работает контакт-центр. По бесплатному номеру телефона 8-800-100-12-88 можно получить консультацию специалиста – независимо от того, какая страховая медицинская организация выдала полис ОМС.
Анкетирование выявило, что население практически не заходит на официальный сайт медицинской организации. В то же время на нем размещено много информации, за которой люди привыкли обращаться в регистратуру. А с помощью рубрики «Задай вопрос больнице» мы не только принимаем обращения, но и публикуем ответы специалистов на наиболее часто задаваемые вопросы.
– В соцсетях нередко сетуют на хамство медработников – это больной вопрос. На тех, кто неподобающе ведет себя на рабочем месте, можно как-то повлиять?
— Да, такие случаи есть, но борьба по их искоренению ведется серьезная. Реакция руководства больницы на все случаи нарушения медицинской этики, а также конфликтов внутри коллектива и тем более с пациентами следует незамедлительная. За последние два месяца по результатам служебных проверок двум сотрудникам регистратур был вынесен выговор за некорректное общение с пациентами. Бывает, и сами больные провоцируют регистраторов, обращаясь к ним в грубой форме и сваливая на рядовых сотрудников все проблемы отрасли.
Для определения обоснованности жалоб о некорректном поведении сотрудников и контроля за порядком в медицинском учреждении в приемном покое городской больницы установлены видеокамеры с записью звука. В ближайшее время такие системы появятся в регистратурах всех структурных подразделений больницы. Кроме того, в регистратурах большинства поликлиник и их филиалов установлены системы записи телефонных разговоров.
– Вернемся к наболевшему кадровому вопросу. Он когда-нибудь сдвинется с мертвой точки?
– К сожалению, мы за один день решить ничего не сможем. Кадровая ситуация в больнице ухудшается с каждым днем, в том числе из-за старения коллектива – сегодня более 60 % наших врачей старше 50 лет. Так, в конце прошлого года уволились сразу три педиатра, двое из которых были в весьма солидном возрасте.
Наибольший дефицит медработников отмечается в поликлиниках: укомплектованность узкими специалистами (как во взрослой, так и детской службе) составляет от 10 до 20 %, на 51 терапевтическом участке работают 18 врачей-терапевтов участковых, на 40 педиатрических участках – 23 врача.
Мы серьезно работаем в этом направлении – за последние три года врачей в возрасте до 36 лет в больнице стало больше на 13 %. То есть результаты есть, но пока не такие, как хотелось бы. Больница выплачивает подъемные — 50 тыс. рублей молодым врачам, нуждающимся компенсирует аренду жилья. В Тихоокеанском медуниверситете по нашему направлению проходит целевое бюджетное обучение 21 студент, за счет собственных средств обучаем в вузах трех студентов и 10 ординаторов.
За 2017 год на работу в наши подразделения пришли 29 врачей и 40 медсестер, причем большинство устроились в поликлиническую службу. Считаем необходимым повышать престиж медицинских профессий.
— Могут ли о помочь с предоставлением жилья приезжающим врачам городская и краевая власти?
— Вопрос стоит на контроле на всех уровнях – к его решению активно подключился врио губернатора Андрей Тарасенко. Также мы нашли понимание в этой работе с депутатом Государственной думы Викторией Николаевой, депутатом краевого Законодательного собрания Русланом Маноконовым, главой городской администрации Андреем Гореловым и другими.
— Чувствуете в себе силы справиться с такими серьезными проблемами?
— Проблемы были и будут всегда. Задача – минимизировать те, что стоят особенно остро. Сейчас вопросы лекарственного обеспечения и снабжения расходными материалами есть, но они уже не настолько критичны. Повторюсь, чтобы вовремя принимать грамотные управленческие решения, нам важно вовремя получать информацию о том, что на самом деле происходит в учреждении, из разных источников, в том числе и от наших пациентов.
Беседовала Юлия ЩЕТИНЮК