Вопросы, связанные с продажей на АЗС Приморского края некачественного автомобильного топлива, и проблемы, которые возникают при защите прав потребителей-автовладельцев в таких ситуациях, обсудили участники очередного заседания региональной дискуссионной площадки «Благополучие человека».
Актуальная для приморских автолюбителей тема собрала в одном зале депутатов разных уровней, представителей нефтесбытовых компаний, контрольно-надзорных органов, экспертного сообщества, а также граждан, чьи транспортные средства вышли из строя из-за некачественного топлива. Модератором дискуссии, проходившей под эгидой партии «Единая Россия», выступил председатель комитета Законодательного собрания края по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис.
— Как свидетельствует статистика, Владивосток и Приморье в целом занимают лидирующие позиции по количеству автомобилей на тысячу человек. Поэтому вопросы соответствия автомобильного топлива на АЗС края стандартам качества, которые мы сегодня поднимаем на дискуссионной площадке, затрагивают интересы многих приморцев. Об этом свидетельствуют как обращения, поступающие в наш адрес, так и вал жалоб, периодически появляющийся в социальных сетях, — пояснил выбор темы для обсуждения Игорь Чемерис. Он также обратил внимание на то, что проблема продажи некачественного топлива и, как следствие этого, поломки автомобиля, с которой зачастую приходится сталкиваться приморским автолюбителям, во многом влияет на качество жизни в регионе, а значит и на благополучие его населения.
Участники разговора получили возможность высказать свое мнение о причинах появления на приморском рынке нефтепродуктов некачественного топлива, обозначить трудности, возникающие у автовладельцев при попытке защитить свои права, и определить шаги, которые необходимо предпринять для разрешения ситуации.
Так, в числе основных проблем эксперты назвали отсутствие в настоящее время в крае и в соседних регионах сертифицированной лаборатории, куда можно обратиться за проведением физико-химического анализа топлива. «Главная трудность для потребителя на сегодняшний день – это доказать причинно-следственную связь между некачественным топливом и поломкой автомобиля. На основании заключения автосервиса никто ущерб не возместит, а исследовать топливо в Приморье просто негде. Поэтому сейчас вопрос признания вины АЗС и принятие решения о выплате компенсации за ремонт машины во многом зависит от добропорядочности нефтесбытовой компании”, — сказала начальник отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Мария Аралова.
Как было отмечено в ходе дискуссии, крупные клиентоориентированные компании, такие как ПАО “НК “Роснефть” и АО “ННК Приморнефтепродукт”, постоянно осуществляют контроль за качеством топлива на своих АЗС. В случае возникновения фактов поломки автомобилей и обращений автовладельцев они проводят внутренние служебные расследования, находятся в контакте с пострадавшими и берут на себя ответственность. Данные участники рынка в полной мере осознают репутационные риски, связанные с качеством топлива.
В то же время много нареканий поступает от автолюбителей на мелкие АЗС, а также АЗС, не являющиеся участниками Приморского топливного союза. Однако в работе дискуссионной площадки такие поставщики топлива, например, представители компании BENZO, участие не приняли, хотя со стороны потребителей в их адрес звучит достаточно большое количество претензий.
Еще одна важная деталь, на которой заострили внимание участники дискуссии, — соблюдение процедуры отбора проб некачественного топлива. Сегодня мало кто из автолюбителей знает, как делать это правильно, хотя именно от этого зависит, сможет ли пострадавший от действий недобросовестных продавцов топлива в дальнейшем отстоять свои права в суде. Президент Приморского топливного союза Владимир Чирсков посоветовал автовладельцам всегда сохранять чеки после посещения автозаправочной станции. В случае покупки некачественного топлива он рекомендовал вернуться на АЗС, чтобы совместно с оператором отобрать пробы из колонки либо резервуара и заполнить соответствующий акт.
Также участники дискуссии сошлись во мнении, что в настоящее время отсутствует четкий алгоритм действий для потребителей, столкнувшихся с проблемой поломки автомобиля по причине некачественного топлива. Поэтому по результатам разговора было решено продолжить работу именно в этом направлении, сообщает пресс-служба ЗС ПК.