Под таким названием накануне Нового года вышел в свет новый сборник стихов находкинского поэта Юрия НАУМОВА тиражом 150 экземпляров.
Читателям «НР» автор известен как доктор географических наук, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, профессор Находкинского филиала ВГУЭС и автор актуальных и разносторонних публикаций. Если в декабре минувшего года он выступал на страницах городской газеты в роли ученого с информацией о коллективном сборнике научных публикаций, то сегодня — как представитель литературного клуба «Элегия». Наш разговор с автором о новой книге.
— Юрий Анатольевич, сборник посвящен 50-летию клуба «Элегия», которое отмечалось 26 декабря прошлого года. Как прошло это мероприятие?
— Без чинного официоза и, как всегда, весело, с юмором, в непринужденной обстановке. Было отмечено, что сегодня очень мало в России литературных сообществ, которые продержались бы, как мы, полвека.
— «В поисках высот» — ваш пятый сборник стихов. Что легло в основу интригующего названия?
— Попробую объяснить это на примере разных профессий. Летчики совместно с создателями самолетов стремились покорить новые высоты, пройдя за 100 с небольшим лет тернистый путь от шатких “этажерок” братьев Райт, робко поднимавшихся на сотни метров, до восхищающих совершенством реактивных лайнеров самых разных типов, для которых и 20 километров высоты не потолок. Не говоря уже про космические корабли.
Не меньшее восхищение вызывают альпинисты, которые с адским терпением карабкаются выше и выше, чтобы покорить еще одну вершину. Полагаю, ни с чем не сравнимый взлет торжества духа испытал и великий Александр Пушкин, когда от удачно отчеканенных им стихотворных строф воскликнул: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» Так и я всё время занят поиском новых высот.
— Сколько и какие разделы в сборнике?
— Девять. Каждому из них соответствует свой цикл стихов, написанных в последние два десятка лет. Давая им названия, постарался использовать ключевые слова своих стихотворений. Все мы вышли из природы. А раз так, первый раздел назван «Душу лечит лишь природа». Размах его тематики, как сказала бы моя смешливая и в то же время серьезная внучка Божана, «огроменный» — от космоса до дикого кота манула. Здесь я затронул свою работу в горах, морские геологические экспедиции в суровые дальневосточные моря, проблемы варварского отношения к природе и другие.
Второй раздел посвящен временам года. Для кого-то покажется забавным, как сложилось название некоторых его тематических стихотворений. Ввалившись как-то с крепкого морозца домой, внучка возмущенно заявила: «Ну, совсем зима оборзела – заявилась к нам в ноябре!» Отсюда и зародилось мое стихотворение «Зима борзеет», озаглавившее весь цикл.
«Что наша жизнь? Игра? Борьба?
Когда преследует жестокая судьба…»
Эти строчки легли в название третьей части «Бизнес, власть, простой народ», разбитой на пять рубрик. Хитросплетения жизни общества образовали такой пестрый клубок, распутать который ой как сложно. Да и возможно ли? Из обширного раздела выделил бы крик души простого человека, оказавшегося по воле безжалостной техногенной цивилизации заточенным в железобетонном мегаполисе.
Пора мне в прерии бескрайние рвануть
И воздух вольный грудью всей вдохнуть,
Себя почувствовать вольготно.
Здесь, в мегаполисе, мне душно и дремотно.
Будет непростительно, если не затрону раздел «О поэтах и критиках». Извечная, длящаяся много веков их схватка обозначена в стихотворении «Поэт и критик».
В рубрике «Немного о себе» постарался быть лаконичным.
Каков я? Знаю и не знаю,
От этого то радуюсь, а то страдаю.
Не хотелось обойти вниманием и рубрику «Студенческий коктейль». Здесь парой строчек не отделаешься, всё-таки более двух десятков лет угнетаю бедолаг-студентов своими лекциями, нещадно терзая их каверзными вопросами на зачетах и экзаменах. На «происки» несносных преподавателей следуют хлесткие фразы студента:
Экзамены, зачеты, как наручники,
Но в институте мы не подкаблучники
У методистов и преподавателей —
Нервишек наших угнетателей,
Мы за свободу рьяно бьемся
И верим, что к дипломам всё ж прорвемся.
А дальше — бизнес свой и вольные хлеба…
Учеба учебой, но до позитивного развлечения студенты горазды. Это можно услышать из «Зимней студенческой песенки»:
Шумный город позади,
Снег привольный впереди.
Сессия, экзамены…
Да пошли вы к Сталину…
А зима-красавица
Нам, студентам, нравится.
Пусть морозец с ветерком —
Защитимся костерком.
Что касается обратной стороны развлечений шалопаистых студентов, это видится в таких откровениях:
Я завсегдатай модненьких кафешек,
Ночного клуба, всякой тусовни,
Я очень обаятельный орешек…
Четвертая часть «О, спорт, ты – мир!» требует масштабного размаха, если учесть, что им, спортом, занимаюсь более 60 лет . Открывает ее стихотворение с тем же названием:
«О, спорт, ты – мир!» — слова де Кубертена.
Для нас они своею сутью сокровенны,
Вот и стараемся их в жизни воплотить,
А не валяться на диване, ныть и водку пить.
Уж сколько пропито умов, талантов на Руси!
Общение со многими спортсменами, попытка вникнуть в психологию их переживаний на грани преодоления невозможного способствовало появлению стихотворения «Бег на среднюю дистанцию»
Любому простаку промчаться тыщу метров как бы не проблема,
А, значит, в чем же здесь серьезность темы?
Но тема есть — как темп держать,
Чтобы на финише дать спурт, но не упасть.
И, наконец, заслуженная ода замечательному спорт-смену :
Вот финиш, и рекорд побит,
Глаза как-будто вышли из орбит,
Дыханья слышен хрип, но это для него пустяк.
Он чемпион теперь, а не простак.
Шестая часть «Посвящения и поздравления» — мое отношение к окружающим симпатичным людям, знаменитым и не очень. Из них трудно кому-либо отдать предпочтение, разве теплые слова моему Учителю из Томского государственного университета, профессору и доктору географических наук Петру Андреевичу ОКИШЕВУ.
И, наконец, седьмая часть — «Пародии». Она «лепилась» долго и по крохам. Не думал и не гадал, что на каком-то этапе жизни смогу исторгнуть из недр души что-то подобное. Роль «зажигалки» в данном событии сыграла наша замечательная поэтесса Анна Тарабрина, которой уж очень понравилось мое четверостишие:
Меня намедни Муза посетила,
Шарахнула бревном и отвалила.
С тех пор, не зная удержу,
от нетерпенья весь дрожу,
И лишь почую лист бумаги, всё пишу, пишу, пишу…
На этот свой опус спустя несколько лет я скаламбурил:
Тут кто-то вякнул непотребное про Музу,
Что, мол, она связалася с бревном
И справилась с тяжеленькой обузой,
Огрев поэта, словно кирпичом.
Поэт от этого, по правде, не загнулся,
Стал только круче рифму загибать…
Редакция «НР» поздравляет Юрия Анатольевича Наумова с выходом нового сборника и желает ему дальнейших творческих успехов.
Владимир ФЕДОРОВ
На снимке Юрий Наумов