70 лет назад в Находке впервые было открыто пассажирское сообщение, когда в портовом поселке заработали два регулярных маршрута. За эти годы их количество увеличилось в два десятка раз. Каждый день отряд водителей и кондукторов ранним утром выходит на линию, перевозя десятки тысяч пассажиров по разным направлениям.
Накануне профессионального праздника автомобилистов мы встретились с генеральным директором Находкинского пассажирского АТП Алексеем ГАШЕВЫМ и попросили его рассказать о том, чем сегодня живет этот коллектив, с какими встречается проблемами и как их решает.
— Алексей Александрович, в прежние годы обновлять подвижной состав помогал город. А как сегодня?
— В декабре прошлого года перевозчиков края собрал только что избранный губернатор Приморья Олег КОЖЕМЯКО и поставил задачу регулярно обновлять пассажирские автобусы. Причем не за счет бюджетных средств, а за счет денег пассажиров. Именно поэтому администрация города относится к нам лояльно в отношении повышения тарифа на проезд. В течение нынешнего года нам удалось два раза поднять цены на проезд, благодаря чему, к примеру, ООО «Центр развития спорта» приобрел пять автобусов корейского производства Daewoo Lestar среднего класса. С их помощью закрыли такие маршруты с малым пассажиропотоком, как № «6», «4», «4а» и «7». По возможности новыми машинами пополнили подвижной состав на маршруте 207 «Находка-Партизанск».
Несмотря на повышение тарифов на проезд, приобретение новых автобусов дается непросто. В последнее время автопарк вынужден был приостановить повышение зарплаты водителям и кондукторам, «заморозить» всякое строительство, чтобы решать главный вопрос — обновление парка. В новом году этот вопрос предстоит решать на наших основных маршрутах — «пятерке» и «двойке». Здесь средний возраст большеместных машин уже 15 лет. Часть из них приобретались подержанными, часть — новыми. А в среднем южнокорейский автобус может отработать по нашим дорогам 20 лет, но уже после десяти лет его эксплуатации требуется восстановление кузова, ремонт двигателя и прочие неотложные операции.
В настоящее время завершаем процесс подготовки подвижного состава к зимнему периоду: приобрели в достатке автошины, аккумуляторы, продолжаем закупать охладительные жидкости и запчасти.
— К 1 июля будущего года все автобусы как междугороднего, так пригородного и городского сообщений должны быть обеспечены тахографами. Как решаете этот вопрос?
— Тахографы — аппараты, с помощью которых контролируется режим труда и отдыха водителей. Честно скажу, если контролирующие органы станут строго подходить к выполнению требований российского законодательства, перевозчикам придется очень трудно. Мало того что мы будем вынуждены полностью перекроить расписание движения автобусов, как бы не пришлось отменить выходные, потому что катастрофически не хватает людей. К примеру, на городских маршрутах сегодня на треть недокомплект водителей, вместо 140 работает 90 человек. Аналогичная проблема с кондукторами. Как в такой ситуации можно выдержать нормы труда и отдыха людей? А маршруты надо регулярно закрывать необходимым количеством машин.
— Вступил в силу федеральный закон по применению в пассажирских автобусах кассовых аппаратов. Вы готовы к выполнению его требований?
— С помощью контрольно-кассовых аппаратов кондукторы в режиме онлайн должны передавать все сведения о денежной наличности в налоговую службу. К сожалению, пока ни один из этих аппаратов, установленных в автобусах, не отвечает техническим требованиям. К 1 июля 2020 года все перевозчики пассажиров обязаны перейти на такие аппараты на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Недавно состоялась встреча с руководителем департамента государственной политики в области поставок Минтранса РФ Алексеем БАКИРЕЕМ, где перевозчики снова подняли вопрос качества контрольно-кассовых аппаратов. Однако ничего утешительного на этот счет мы так и не услышали.
— Находкинское АТП продолжает расширять по краю сеть собственных автокасс. Что это дает?
— В первую очередь создает удобство для пассажиров. В наших автокассах цена услуги по продаже билетов несколько ниже. Сейчас строим свою автостанцию в Партизанске. С другой стороны, конкуренцию автовокзалам уже готовы составить интернет-компании, которые с помощью внедрения цифровых технологий будут продавать билеты по разным маршрутам. Благодаря новшеству, клиент может приобрести билет не выходя из дома. Но эта услуга будет дороже примерно на семь-восемь процентов, чем на автовокзале.
— Импортные автобусы с каждым годом приходят всё совершеннее. Насколько готова ремонтная база АТП к проведению капитальных и текущих ремонтов этих машин?
— Действительно, с изменением подвижного состава в корне меняется и подход к содержанию и ремонту машин. Сегодня большинство узлов и деталей разовые, ремонту не подлежат, но требуют замены через определенный срок пробега. Новая техника нуждается в новой диагностике. На слух уже точно не определишь ту либо иную поломку, для этого необходимы специальные сканеры. А чтобы работать на такой технике, нужны высококвалифицированные специалисты. Сам водитель такую диагностику и ремонт уже выполнить не может. Поэтому в городе и дальше будет расти количество сервисных предприятий по ремонту электрооборудования, топливной аппаратуры, выставлению развала и схождения колес, «перепрошивке» компьютерных программ… Аналогичные ремонты, к примеру, на «Газелях» уже давно выполняем в сервисных центрах.
— Не планируется никаких реорганизаций в системе автотранспортного холдинга?
— В состав холдинга недавно вошла еще одна компания — «Ориент Авто люкс», работающая на междугородних маршрутах. Других реорганизаций пока не планируем.
— Алексей Александрович, наверное, до конца года нам уже не следует ожидать повышения тарифа на проезд?
— На городских маршрутах поднимать цены не будем. А вот на межгороде с 15 ноября текущего года тариф возрастет на десять процентов. После чего, к примеру, до Владивостока билет будет стоить 715 рублей. Но мы вынуждены это сделать. Если на городских маршрутах стоимость билета за текущий год возросла дважды, то на межгороде не увеличивали ее с первого августа прошлого года. А цены на топливо и запчасти за это время заметно поднялись.
— Как встречаете профессиональный праздник?
— По традиции состоится торжественное собрание, где лучшие работники автотранспортного предприятия будут поощрены почетными грамотами Находкинского АТП, главы и думы Находки, Законодательного собрания Приморского края. Отметим наших юбиляров.
А в целом хочется пожелать сотрудникам крепкого здоровья, благополучия, оптимизма, предприятию — стабильности, исправной техники и в достатке необходимых запчастей, ну и, конечно же, роста пассажиропотока. Пусть всё у нас будет хорошо, дорогие коллеги! С праздником! С Днем автомобилиста!