В феврале в нашей стране в шестой раз отметили День российского бизнес-образования. Праздник был создан в 2017 году и активно поддерживается профессиональным сообществом. В феврале предыдущий финансовый год уже закрыт, компании подводят итоги и строят планы на будущее.
В этот период руководителям и сотрудникам организаций нужны новые навыки и знания, в том числе в сфере финансов. О том, в каком направлении сегодня развивается финансовое образование и как в нем участвует Центральный банк, мы говорим с заместителем начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денисом Давыдовым.
3 Денис Витальевич, Центральный банк, как и любая другая крупная организация сегодня, наверняка, занимается развитием своих сотрудников. Какие основные тренды в бизнес-образовании можете отметить?
— Да, наши сотрудники постоянно проходят обучение в университете Банка России по программам ведущих вузов страны, международных финансовых организаций. А тренды сейчас общие: в связи с эпидемическими ограничениями бизнес-образование по большей части перешло в дистанционный формат, активно внедряются новые цифровые платформы. С одной стороны, эта ситуация вынужденная, а с другой — она дает дополнительные возможности. Выросла доступность образования для удаленных территорий. Достаточно иметь доступ в интернет.
Еще одна современная особенность — то, что в новых условиях информация быстро устаревает, растет скорость обновления знаний. Процесс обучения становится непрерывным. Чтобы поддерживать актуальность знаний сотрудников и оперативно реагировать на вызовы времени, все больше компаний и организаций создают свои учебные центры. Это становится в том числе конкурентным преимуществом работодателя на рынке труда, атрибутом заботы о профессиональном и личностном росте сотрудников. В свою очередь, от сотрудников требуется постоянная включенность в процесс бизнес-образования. Даже опытные и высококвалифицированные сотрудники сейчас должны уметь и хотеть учиться, быстро перестраиваться, иначе их знания и навыки перестанут отвечать требованиям времени.
3 Начинать учиться и грамотному ведению бизнеса, и правильному отношению к финансам, наверное, все же лучше в молодом возрасте. Мы знаем, что Банк России активно сотрудничает с вузами региона. Какими знаниями делитесь со студентами?
— Не только мы с ними делимся, но и они с нами. На Дальнем Востоке вузы являются центром притяжения талантливой молодежи из различных уголков федерального округа. Приезжающие учиться ребята хорошо знакомы с ситуацией, которая складывается на местах, у них есть предложения, как сделать жизнь в глубинке лучше. И в плане бизнес-процессов, и с точки зрения финансовой доступности.
Дальневосточное главное управление Банка России сотрудничает с большинством вузов Приморского края. Мы проводим конкурсы и квесты на финансовые темы, олимпиады для студентов. Наши сотрудники выступают экспертами при оценке студенческих работ и проектов. В 2019–2020 годах Дальневосточное ГУ Банка России проводило конкурсы для студентов по таким направлениям, как противодействие нелегальной деятельности на финансовых рынках, макроэкономика. Лучшие работы были отмечены грамотами и памятными призами, а некоторых особенно отличившихся студентов мы пригласили к нам на практику.
По рекомендациям вузов мы регулярно принимаем студентов на производственную и преддипломную практику. У нас студенты не только знакомятся с деятельностью Банка России, но и работают по проектам, которые Дальневосточное ГУ реализует в рамках макрорегиона. Это, например, повышение финансовой доступности и грамотности, внедрение системы быстрых платежей, анализ региональной экономики. Работники Главного управления входят в составы выпускных комиссий и внимательно оценивают работы студентов не только с точки зрения их соответствия нормативным требованиям, но и в плане их практического применения для экономики региона.
3 Преподавание финансовой грамотности становится обязательной частью образовательной программы. Как считаете, поможет ли это повысить знания детей, учитывая, что преподавать урок, скорее всего, будут обычные учителя, а не экономисты?
— Речь не идет об отдельной дисциплине. Вопросы финансовой грамотности интегрируются в образовательный процесс. Так, например, часть математических заданий будет посвящена расчету стоимости покупок и услуг, налогов, а в уроки географии войдет определение качества жизни человека, финансового благополучия семьи.
Если говорить об учителях и методистах, то совсем не обязательно быть экономистом, чтобы грамотно и интересно рассказывать детям про мир финансов. У нас в конце прошлого года проходил краевой конкурс «Уроки финансовой грамотности». Учителя начальных классов, истории, географии, естествознания и даже английского языка представили интереснейшие проекты: финансовые путешествия по живописным местам родного района, виртуальные игры, интерактивные внеклассные мероприятия на тему финансовой грамотности. Например, школьники Лазовского района Приморья в свободное от учебы время отправляются в «Путешествие по родному краю»: комплексное мероприятие по географии, литературе и финансовой грамотности с таким названием разработали педагоги из поселка Преображение.
Учитель физики, математики и информатики из села Ляличи Михайловского района создал электронное обучающее пособие «Как подружиться с финансами». А пятиклассники из Надеждинского района на уроках финансовой грамотности проходят цифровой квест: открыть виртуальную дверь в нем можно, лишь введя пин-код, сложенный из верных ответов на задачи по финансовой грамотности. Кстати, нас очень порадовало то, что победителями конкурса методических работ стали именно учителя из районов края. Вы, наверное, согласитесь, что повышать финансовую грамотность в муниципалитетах особенно актуально, а получать важные финансовые знания лучше начинать уже с юных лет.
3 Эти примеры свидетельствуют, что школьников больше основам финансовой грамотности учат. О бизнес-образовании речь не идет?
— На самом деле и взрослым, и детям надо прежде всего научиться реально оценивать свои ресурсы и грамотно ими управлять. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить весь класс мороженым? Ребятам из младших классов можно объяснить, что такое семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты. Дети постарше могут выступать в роли «финансовых консультантов» в своей семье. Для каждого возраста есть своя методика обучения и глубина погружения в материал. Ученикам младших классов явно рановато рассказывать про инвестиционные инструменты и связанные с ними риски и возможности. А вот старшеклассникам зачастую уже хочется понимать, где и как они могут получить дополнительный доход.
Кстати, буквально недавно стартовала серия вебинаров Банка России для школ, колледжей, интернатов и детских домов, которая продлится до 22 апреля. Онлайн-уроки Банк России проводит уже несколько лет, и они охватывают темы разного уровня сложности — от правил безопасности в киберпространстве до основ предпринимательства и инвестирования. В прошлом году в проекте приняли участие почти половина приморских школ. Подключаться к онлайн-урокам можно индивидуально из дома.
В первом случае преподаватель регистрирует группу на сайте проекта www.dni-fg.ru и вместе с учениками участвует в занятиях, которые проводят эксперты финансового рынка. Чтобы послушать урок из дома, нужно зарегистрироваться самостоятельно. Так что присоединиться к онлайн-урокам могут и те, кто находится на домашнем или дистанционном обучении, это сейчас особенно актуально в связи с эпидобстановкой. Уроки рекомендованы для учеников 6-11 классов. Продолжительность одного занятия — 45 минут. Эфиры проходят по будням с 10:00 по местному времени.
3 Давайте вернемся к взрослому населению. Сейчас банки продвигают в широкие массы идею получения дохода от инвестирования средств в ценные бумаги. Насколько такие вложения оправданны и безопасны для рядовых россиян, не имеющих экономического или финансового образования?
— Чтобы уверенно начать инвестировать, нужно обладать определенными знаниями о финансовых продуктах, понимать их суть, уметь оценивать возможные риски. Инвестиции, в отличие от застрахованных государством банковских вкладов, — это всегда риск потерять свои деньги. И прежде чем начать инвестировать, надо, во-первых, создать финансовую подушку безопасности, а во-вторых, пройти специальное обучение. Многие участники рынка разрабатывают собственные обучающие программы, в том числе для начинающих инвесторов. Базовые знания они дают бесплатно. Ассоциация развития финансовой грамотности проводит аккредитацию таких программ — такой «знак качества» уже получили курсы Московской биржи и двух банков.
Свои услуги начинающим инвесторам предлагают образовательные онлайн-платформы, инвесторы-блогеры — такие курсы могут быть платными. Будьте бдительны: зачастую есть риск попасть в руки недобросовестных «наставников». Поэтому, когда вам предлагают перейти от обучения к практике, открыть счет и начать торговать, важно убедиться, что зовут вас на сайт или в мобильное приложение легальной компании. Сделать это можно на сайте Банка России www.cbr.ru в разделе «Проверить финансовую организацию».
Бесплатно и абсолютно безопасно с основами грамотного инвестирования можно ознакомиться на сайте «Финансовая культура» (Fincult.info) — информационно-просветительном ресурсе, созданном Банком России. Понятно, что это лишь первичные знания об основах инвестирования. Чтобы понять, как работает рынок, можно сначала инвестировать небольшие суммы, которые не жалко потерять. Тем более что неквалифицированному инвестору — новичку на финансовом рынке — предоставлена возможность инвестировать в наиболее простые и наименее рискованные российские и иностранные финансовые инструменты без специального тестирования. Для того чтобы инвестировать в более сложные финансовые инструменты и заключать сделки с повышенным риском на основе осознанного выбора, потребуется сдать тест у вашего брокера.
3 А если инвестировать не в ценные бумаги, а в свой бизнес, например? Какие навыки необходимо получить в обязательном порядке, прежде чем открыть собственное дело?
— На сайте «Финансовая культура» есть полезный материал «Как начать свой бизнес». Там подробно описаны шаги, которые необходимо сделать начинающему предпринимателю: сформулировать идею и оценить ее жизнеспособность, разработать стратегию, написать бизнес-план. Есть и рекомендации, какую форму ведения бизнеса лучше выбрать, например, ИП или ООО, как привлечь инвестиции, как проще платить налоги.
Если не можете разобраться в нюансах сами, посоветуйтесь с более опытным предпринимателем или обратитесь к бизнес-консультантам, они помогут разрешить трудные вопросы. Консультанты могут предложить как частичное, так и полное сопровождение вашего бизнеса. Но важно помнить, что инвестирование в бизнес — тоже всегда риск, и в случае со своим делом он полностью лежит на основателе. Поэтому прежде чем инвестировать в бизнес, обязательно позаботьтесь о финансовой подушке безопасности. И не забывайте постоянно повышать свой уровень знаний, в том числе финансовую грамотность.
Спасибо за беседу!
Нина КОЛЬЦОВА