Доброе имя трудовой династии

SONY DSCВ каких только переделках не оказываются водители междугородных маршрутных автобусов, и в любой из критических ситуаций им необходимо проявить хладнокровие, сохранить трезвость ума и спокойствие.
В трудовой биографии водителя Находкинского пассажирского АТП Александра ЮЖАКОВА таких случаев было немало.
О работе водителем пассажирского автобуса он мечтал, можно сказать, с детства. Родился в Забайкалье, а в 1963 году родители переехали жить в Находку. Мама работала на железной дороге, отец — в БАМРе, ходил в море. Мама хотела, чтобы Саша стал машинистом, и даже настояла на его поступлении во Владивостокское железнодорожное училище. Александр приехал туда с документами, но поступать не стал. Вернулся обратно в Находку и окончил автошколу. Получив водительское удостоверение, некоторое время поработал на грузовике на автобазе № 8. Исколесил Дальний Восток. А когда женился и в молодой семье уже было двое маленьких детей, ему предоставили от предприятия квартиру. В 1987 году Александр сдал экзамены на категорию «Д» и перешёл работать водителем автобуса в Находкинское ПАТП. Сначала трудился на самом тяжёлом направлении — городских пассажирских перевозках.
— Наш автопарк в то время в основном состоял из венгерских «икарусов», в числе которых преобладали так называемые «гармошки», — вспоминает Александр ЮЖАКОВ. — На дорогах автотранспорта было гораздо меньше, чем сегодня, работалось спокойнее и легче. Пассажирскими перевозками в Находке занималось только АТП. Парк машин АТП обновлялся регулярно. В год получали по четыре-пять новых автобусов. Схема работы была отлажена. Бригада автослесарей трудилась круглосуточно. При поломках оставленный вечером автобус к утру был готов к выезду на линию.
Поработав несколько лет на городских маршрутах, Александр Иванович попросился на межгород. В одном экипаже с Анатолием МАЖИДОВЫМ они отработали 12 лет.
— Этот человек был не только сам профессионал своего дела, но и от меня требовал особого ухода за техникой. «Машина должна работать, как часики, — говорил он, — и тогда любая поездка будет в удовольствие». У нас так и было. На этом автобусе мы объехали практически всё Приморье, доставляя пассажиров во Владивосток, Уссурийск, Большой Камень, Кавалерово, Дальнегорск, Дальнереченск…
Год за годом Александр Иванович отработал в АТП более 27 лет. За безаварийную работу постановлением Министерства транспорта СССР был награждён знаком II степени, имеет ряд поощрений от администрации АТП и городских властей.
— Александр Иванович ЮЖАКОВ — один из тех водителей, кто принадлежит к элите автобусного парка. В своё время он становился победителем конкурса «Молодой рабочий». Почти за три десятка лет работы на нашем предприятии внёс большой вклад в его развитие. И сегодня он входит в число тех людей, которыми поистине гордится автопарк. Спасибо за многолетний добросовестный и профессиональный труд в нашем коллективе, — сказал на торжественном поздравлении юбиляров генеральный директор Находкинского пассажирского АТП Алексей ГАШЕВ.
Несмотря на свои 60 лет, Александр Иванович на заслуженный отдых не спешит.
— Пока есть силы, буду крутить баранку и дальше, — говорит он. — По-прежнему работаю в экипаже с сыном Сергеем. По заявкам доставляем людей автобусом во Владивосток, Уссурийск, другие города краевого подчинения… Сын пришёл в АТП сразу после школы слесарем. Когда получил водительские права, немного поработал на грузовике, подтвердив категорию «Д». Ему 38 лет, профессионал, пользуется авторитетом среди коллег. Почти всю жизнь водителем автобуса в АТП отработал муж моей сестры Анатолий МАЛЬКОВ. Приличное время здесь трудится и его сын Валерий. Так что мы создали в АТП ещё одну трудовую династию.
— В чем сложности вождения автобуса? — интересуюсь у Александра Ивановича.
— В каждой работе есть свои трудности, — считает собеседник. — В снегопады порой приходится стоять на трассе три-четыре часа в ожидании, когда пройдёт спецтехника и расчистит дорогу. В такую непогоду с трудом преодолеваются заснеженные перевалы. Водители вынуждены выходить по нескольку раз из машины, чтобы убедиться в безопасности дальнейшего движения. Перевозка людей — огромная ответственность за каждого человека. В чём ещё трудность? Нынешний пассажир стал особенно требовательным. Но мы стараемся находить контакт со всеми. Несмотря на это, работа мне по-прежнему нравится. Да и к коллективу прикипел сердцем, уходить никуда уже не хочется. Хотя бывает много разных, причём заманчивых предложений. Некоторые водители на моей практике уходили из АТП по пять-шесть раз, а потом снова возвращались.
Сегодня Александр Иванович в экипаже с сыном Сергеем работает на межгороде на южнокорейском автобусе марки «Хёндай».
— Машина сама по себе хорошая, особенно если новая, — говорит он. — Не теряем надежды поработать на новеньком автобусе, в очереди на его получение стоим с Сергеем первыми. В свободное время вместе с сыном осваиваем новую профессию — строим дом. Люблю охоту. Дочь Лиза работает торговым представителем. Дети родили на радость нам трёх внуков и четырёх внучек. Старшим — внучке 21 год, внуку 19 лет. Глядишь, недолго осталось ждать и правнуков. Так что жизнь, как говорится, удалась. И я за это благодарен судьбе.

Владимир ФЁДОРОВ
На снимке: Александр ЮЖАКОВ после поздравления в АТП по случаю своего 60-летия.
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.