«Чтобы воспитать – надо знать, чтобы знать – надо наблюдать, чтобы наблюдать – надо любить, чтобы любить – надо дать свободу» — высветилось на интерактивной доске в школьном классе. Елена Васильевна повернулась к аудитории и предложила найти в этой знаменитой фразе Марии МАНТЕССОРИ ключевое слово. Задача оказалась трудной для всех. На самом деле, что первично в воспитании детей?
Ошиблись те, кто отдал приоритет словам «знать», «наблюдать», «любить». Основательница целого направления, столь популярного в образовательном пространстве многих стран, в свое время была уверена, что главное в воспитании детей – дать им свободу. Как трудно нам, родителям, с этим мириться! Елена ТЕРЕЩЕНКОВА, педагог и мама двух сыновей, с этим убеждением согласна на все сто. И работает в школе два десятка лет с убеждением, что воспитать в детях личность, индивидуальность можно лишь тогда, когда они растут и взрослеют в условиях свободы. Тему показательного собрания «Мой ребенок — индивидуальность» в рамках конкурса «Лучший учитель Находки — 2014», доставшуюся ей при жеребьевке, она раскрывала, основываясь прежде всего на собственной практике.
Оценивали его активисты родительских комитетов из разных школ города.
И она заставила взрослых за отведенные полчаса мысленно встать рядом со своим ребенком и посмотреть на него другим взглядом. Например, предложила свое отношение к сыну – дочери выразить на листе бумаги, представив родного человечка цветком. Рисунки вывешивались на доске. Роза, лилия, лотос, ландыш, гладиолус, камыш… Большая цветочная клумба и ни одного повтора. Вот он — нагляднейший пример в пользу мнения педагога об индивидуальности каждого школьника. Какая она умница, Елена Васильевна, так быстро сделавшая аудиторию своим союзником и единомышленником!
Родительский актив в этой номинации конкурсной программы поставил учителю начальных классов школы №24 самые высокие баллы, отметил её в остальных трех, а по итогам родительского голосования на портале Влад — мама именно ей вручили оригинальный «Приз родительских симпатий». Призов и подарков на торжественной церемонии подведения итогов и награждения призеров конкурса было много. Елена ТЕРЕЩЕНКОВА стала обладателем короны победителя и владелицей главного приза. Заполненному залу Муниципального центра культуры ученики её первого класса, вышедшие вместе с ней в финальной части конкурса, поведали о том, что она самая-самая лучшая, и обняли прямо на сцене. Чем и растрогали до слез.
…Елену Васильевну нашла в родном классе, «пробравшись» по коридору, напоминающему улей. Выпустив четвертый класс и закончив учебный год в первом классе, Елена Васильевна заступила на вахту первой смены в лагере с дневным пребыванием детей. Потрясающее зрелище — дети заняты своим делом, куда-то мчатся, что-то говорят, обсуждают, собравшись в кружки, и при этом никто никому не мешает. Грохот, дружный смех, крики и песни слышны и за нашим столом с ощущением, что они рядом.
— Как вы выдерживаете этот гул каждый день? — спрашиваю собеседницу.
— Я слышу не гул, а голоса, — улыбается она. — В младших классах тихо не бывает даже на уроке. И не должно быть тишины. Это же дети, а им свойственно быть непоседами.
Особенно в классе Елены ТЕРЕЩЕНКОВОЙ, уверенной в том, что свободно излагающий свои мысли вслух маленький ученик, даже если это на уроке и не в «тему», так учится общению. Важнейшему, с её точки зрения, качеству, столь необходимому в жизни. И в этом процессе с учетом юного возраста учеников не должно быть окриков и порицаний в варианте «не делай больше так никогда». Так можно убить или задавить в личности полет мысли, без которого не жди самостоятельности в поступках и действиях уже взрослого человека. И потому она «рулит» в младшей школе на принципах «помоги и подскажи, но не запрети». При всей спорности таких вольных взглядов на школу и воспитание нельзя с этими доводами и не согласиться.
— Елена Васильевна — на редкость добрейшей души человек, прирожденный педагог, шагающий в ногу со временем и искренне любящий детей, свою профессию. Отзывчивый коллега, замечательная мама и любящая жена. Мы за неё болели на конкурсе, поддерживали и рады победе. Первое место в городском конкурсе у неё по праву, — считает коллега, учитель начальных классов, заслуженный учитель РФ Ирина Николаевна СИЛАЕВА, работающая в этой школе 28 лет.
К профессии наша героиня шла с детства, еще играя в куклы, потом в школе, когда в родном Углекаменске Партизанского района в старших классах помогала делать уроки младшим в соседних домах. И вне школы себя уже не мыслила. С дипломом педагогического училища в 1993 году она приехала в Находку. Её направили на работу в школу №24 учителем начальных классов. Она вспоминает, как впервые перешагнула порог класса, и свой первый настоящий урок.
С первым выпуском четвероклашек прощалась, рыдая. Ей предложили вести историю у них же в пятом классе. Начинала с энтузиазмом, но очень быстро поняла, что учитель–предметник не её призвание. Гораздо интереснее были малыши, впервые переступившие порог школы.
И она вернулась в начальную школу. Два десятка лет пролетели мгновением. За это время закончила заочно Уссурийский педагогический институт, пришли опыт и понимание, что ЭТО её. Она ни разу не пожалела о своем выборе профиля и школы, даже не рассматривая возможность смены места работы. «Это мой родной коллектив, где всех люблю и ценю. Я здесь состоялась и теперь отдаю, что знаю и умею».
И эта отдача очень весома. Закончившийся учебный год это еще раз доказал. Елена Васильевна вела одновременно два класса младшей школы — первый и четвертый. Можно только удивляться, когда она все успевала?! Да так, что при прощании с начальной школой четвероклассники рыдали. А заветным желанием было остаться в четвертом на второй год. На память остались у классного руководителя фотографии выпускников, ставших для неё дорогими. Каждая в разноцветных лепестках цветов, нарисованных их руками. Сложенные в папку, они пролежат в её личном архиве до их окончания средней школы. Она подарит через семь лет эти снимки своим так повзрослевшим детям на память.
— Елена Васильевна — настоящий педагог, искренний, добрый, понимающий, любящий детей и отдающий им себя без остатка. Только она могла согласиться с нашим предложением в один год вести занятия сразу в двух классах в первую и вторую смены. Это полный рабочий день. А ведь к занятиям нужно готовиться, нагрузка и ответственность огромные. Она с этим справилась отлично, — рассказывает завуч школы №24 Нина Алексеевна МЕРКУРЬЕВА. – Она тот учитель, который никогда не «дремлет» на накопленном багаже знаний, а всегда идет вперед. Например, не просто освоила компьютер, чтобы вести занятия, но и хорошо знает его неограниченные возможности, новые программы.
Она сильна своими корнями — родительским домом, своей семьей, кругом общения, друзьями и единомышленниками. И детьми, которые её обожают за доброту и любовь. Учитель начальной школы должна быть, образно говоря, птицей — наседкой, которая своим крылом готова защитить детей, даже если их много. Наша Елена из того числа. А дети это духовное родство и тепло души чувствуют очень тонко.
— А какие они, сегодняшние дети? — Мой вопрос Елену Васильевну заставил задуматься.
— Нынешние дети в информационном плане более развитые, а в интеллектуальном — гораздо слабее. Меньше читают книги, больше времени отдают компьютеру, и школьные программы того же чтения проходят в усеченном варианте электронной версии, — размышляет педагог. — Я с этим подходом не согласна и своим детям всегда советую больше читать. На лето задаю прочитать много книг по программе следующего года. Детки знают — я обязательно спрошу каждого и по каждой книжке. Исхожу из того – если не я, то кто научит их учиться? А хорошей учебы без знаний не бывает.
Мы долго говорили с моей героиней о современной школе и учительстве, о роли семьи в воспитании детей, важности неразрывной связи «дом – ребенок – школа». И мне было интересно слушать человека, специалиста, наставника самых юных в этой цепочке, ощущающего свою персональную ответственность за конечный результат своим большим открытым сердцем. Каждая семья воспитывает своего ребенка по-своему, а в школе они должны получить одинаковый объем знаний. «Первые классы — открытая книга с чистыми листами. Что напишем вместе, то и будем читать в старших», — уверена она.
– Елена Васильевна обожает своих учеников и любит их родителей. У нее редкая в современной школе особенность — брать ответственность на себя, если в этих отношениях что-то на каком-то этапе не складывается. «Это я не смогла ребенку правильно объяснить, это я не смогла убедить маму-папу», — искренне считает она. И начинает выстраивать эти связи по-новому, добиваясь взаимопонимания, теплоты, совпадения интересов. Результат придет, возможно, не скоро. Но будет обязательно. И ребенок с учебниками в ладах, и родители активно участвуют в его воспитании. Вот, пожалуй, один из главных секретов, почему в её классах никогда не бывает слабых учеников и равнодушных родителей. Она педагог от Бога, – уверена начальник управления образования администрации НГО Наталья БОНДАРЕНКО.
Елена Васильевна долго отказывалась от участия в конкурсе, никак не рассматривая свою персону в конкурсантах. Убеждали всем коллективом и поддерживали все долгих полгода его неспешного хода. Непростое то время получилось. К конкурсным заданиям нужно было готовиться основательно. А где взять свободное время? В школе с утра до вечера – два класса под началом, нужно помочь своей ученице подготовиться к городскому конкурсу по русскому языку, а практикантке педучилища — пройти практику. Остаются только вечера и выходные дни. Старший сын, выпускник гимназии №1, Вадим помогал маме во всем – вместе в Интернете искали то, что могло пригодиться для конкурсных заданий, опекал младшего брата Артема. Переживал и поддерживал муж Андрей Валерьевич. Кстати, на главный приз за победу в конкурсе — сертификат на 50 тысяч рублей — Елена Васильевна решила купить помощнику ноутбук. Заслужил. Ему, уже без пяти минут студенту, он пригодится.
…В составе конкурсного жюри я посмотрела все программы конкурсантов, искренне желая победы и удачи каждой из них. И с полным правом считаю подготовленные программы педагогов мастер-классами, достойными того, чтобы на них побывали и пережили взлеты собственной души все родители, желающие добра своим детям. Поймала себя на мысли, что школа была и будет школьникам всех возрастов интересна, если в классах рядом с ними будут такие Учителя, как Елена ТЕРЕЩЕНКОВА. С большой буквы и достойные уважения и общественного признания.