В Музейно-выставочном центре г. Находка открыта уникальная фотовыставка «Семейный альбом», которую к десятилетнему юбилею подготовили активисты клуба «Находкинский родовед». Самый большой исторический раздел этой экспозиции повествует о людях, которые на рубеже XIX-XX веков осваивали южные и восточные окраины Приморья, они основывали первые поселения, города и порты.
Наш город Находка – особенный, он объединил представителей более 100 национальностей, и родоведы считают, что в истории семей членов клуба отразилась история возникновения целого округа на территории Южного Приморья. Крестьяне-переселенцы из губерний Российской империи, Украины, Молдавии, Эстонии, Белоруссии создавали целые поселения, жители которых впоследствии вливались в городскую агломерацию, ведь именно там не хватало рабочих рук на строящихся заводах и фабриках.
Открывают страницы «Семейного альбома» любителей-генеалогов фотографии из семейного архива Ларисы ПОВХ (ЛЕМБЕТ). Опытная исследовательница передала снимки, на которых изображены её предки-эстонцы, которые более века назад покинули прибалтийские земли и решились на такой отчаянный поступок, как переезд в дальний необжитый край на берегу Японского моря. Уникальна фотография, датированная 1906 годом, — на ней в национальных одеждах запечатлены выходцы из Эстонии. Мужчины в костюмах-тройках и шляпах-котелках, а женщины в светлых блузах и тёмных юбках до пола. Среди этих людей есть ЮРГЕНСЫ, родственники по линии отца Ларисы ПОВХ. Есть и снимок прадеда Ларисы Арнольдовны – Антона Ивановича ЛЕМБИТ со своими детьми Анной и Христофором. Местом для жительства Антон ЛЕМБИТ, его родные и друзья выбрали деревню Рюрик (Козьмино).
Через некоторое время он выбрал новое место, где потом обосновал хутор и прожил там до конца своих дней. Многие жители деревни Поворотная селились хуторами. Последним из них был хутор ЛЕМБИТА. Правда, впоследствии фамилия стала писаться ЛЕМБЕТ, а в народе до сих пор говорят ЛЕМБЕРТ, поэтому на картах место, где жил Антон Иванович, значится как падь Лемберта.
Привлекает внимание старая фотография из семейного альбома Зинаиды Семёновны КЛИМОВСКОЙ, датированная 1880 годом. На снимке изображён прадед по материнской линии — ФЛОРЯ Савелий (Савва) Николаевич с матерью и сестрой, все они — в национальных молдавских одеждах того времени. Семья ФЛОРЯ была из зажиточных крестьян села Дурлешти Кишиневского уезда Бессарабской губернии. Савва ФЛОРЯ был переселенцем в Приморье, одним из основателей деревни Зембрены, уже давно исчезнувшей с карты Южного Приморья.
Много снимков для выставки передала Людмила Ивановна ЭЙСВАЛЬД. На одном групповом фото, сделанном в начале 1930-х гг. в селе Благодатное Ставропольского края, привлекает внимание мужчина в центре – с портфелем и в шляпе. Это дед по линии мамы Людмилы Ивановны – ПАШИНСКИЙ Константин Антонович, сын польского дворянина ПАШИНСКОГО Антона Александровича. На момент съёмки он работал бухгалтером в заготконторе.
На фотографии из семейного архива Татьяны ЕФИМЕНКО – счастливая пара деда и бабушки, ДУБЕНКО Андрея Михайловича и ГАЖА Татьяны Алексеевны. Татьяна ГАЖА родилась в селе Волчанец, образованном в начале 1900 года переселенцами из Кишинёвской области Молдавии. А Андрей ДУБЕНКО был потомком украинцев, приехавших из Киевской области в с. Новая Сила. Семью ДУБЕНКО можно по праву назвать интернациональной – это союз украинского парубка и красавицы молдаванки.
В семейном альбоме Ольги Петровны ОСТРОВСКОЙ хранится снимок 1920-х годов, на нём горячо любимая бабушка Оксана Тихоновна КИНЯК, которая родилась в селе Данильченково, а после свадьбы проживала в с. Милоградово Ольгинского района. Родители Оксаны, выходцы из-под Киева, были последними в волне переселения морским путём из Одессы.
На фото из семейного архива Ольги Александровны ГОРЕЛОВОЙ – лица крестьян ВОРОНЦОВЫХ и ЧЕРНЕНОК, переселенцев из с. Песчанка Черниговской губернии. Снимок сделан в начале 1910-х гг. в селении Черноручье (ныне – Лазовского района), которое было основано в 1906 году.
Эти люди со старых фотографий, молодые и умудрённые опытом, представляли разные национальные традиции, обычаи, верования. Но объединяло их одно – все вместе они обжили дикие земли Дальнего Востока России, вдохнули жизнь в сёла, посёлки и города.