Каких только приключений не случается с водителями на дороге. Сергей ЯКУШЕВ, водитель автобуса № 26 маршрута Находка — Врангель Находкинского пассажирского АТП, однажды ехал по хорошо изученной за много лет дороге.
Вечерело, смеркалось, трасса была практически пустой. Вдруг на хмыловском разъезде внезапно выскочил на свет фар олененок и бросился прямо к автобусу. Скорость была приличная, затормозить водитель не успел, зверек с разбегу ударился головой о колесо и перекувыркнулся.
— Я остановил автобус, вышел, думал, может, какую помощь оказать пострадавшему. Пассажиры, услышав легкий стук, с любопытством прилипли к стеклам, пытаясь понять, что произошло. Олененок, увидев приближающего к нему человека, живо подскочил на ноги и, сколько было сил, кинулся наутек в лес, — рассказал Сергей Якушев.
Водителем Сергей мечтал быть с раннего возраста. Любовь к технике привил малолетнему сыну его отец. Будучи водителем МАЗа и КРАЗа автобазы треста «Дальморгидрострой», он много лет отработал на строительстве порта Восточного. Папа часто брал Сережу с собой во время летних каникул, и мальчик видел, как вырастали портовые причалы и сооружения, как колоннами приводили сюда заключенных и они днями трудились на подсобных работах большой всесоюзной стройки. Но мальчика почему-то больше привлекали не большегрузы, а автобусы, перевозка пассажиров.
Став взрослым, в 1991 году Сергей Якушев устроился во Врангелевский филиал Находкинского пассажирского АТП. Некоторое время поработал автослесарем, а затем по направлению предприятия окончил водительские курсы и получил категорию «Д». Прежде чем возить людей по пригородным и междугородным маршрутам, по условию работодателя необходимо было три года отработать по городу. Сев за руль ЛИАЗа, он трудился то на 11, то на 14 внутрипоселковых маршрутах, выполняя рейсы в Козьмино и Хмыловку, по Врангелю. Потом стал возить пассажиров в село Владимиро-Александровское, в Партизанск. И вот уже полтора десятка лет неизменно трудится на маршруте сначала № 116, а теперь № 26 Находка — Врангель.
— В нынешнем году исполнилось ровно 30 лет, как я перешагнул порог пассажирского АТП. Работа нравится, если бы не была по душе, давно бы ушел. Врангелевский филиал автопарка находится рядом с домом. Если по графику выпадает выходить на линию первым рейсом или заканчивать последним, добираться до дома недалеко, что очень удобно. Особенно зимой, — поделился собеседник.
— Сейчас на дорогах хватает всяких водителей, в том числе и таких, которые создают аварийные ситуации. Бывало такое в твоей практике?
— Сколько угодно. И не только сегодня. Это было, наверное, во все времена. Просто в наши дни это выражено гораздо ярче. Как-то вез пассажиров на ЛИАЗе по маршруту № 116. Сам только недавно выпустился из автошколы — ни опыта вождения, ни стажа работы. Проезжал сучанский мост. Гололед. И вдруг на обгон пошел «Запорожец», создав аварийную ситуацию. У меня почти полный салон людей, а на мосту — какая там обочина, никуда не свернешь. И мне не оставалось ничего, как выскочить на встречную полосу, по которой шел КАМАЗ с прицепом. Водитель грузовика, увидев неладное, резко надавил на тормоза, благодаря чему мой опасный маневр в итоге завершился благополучно. Честно говоря, я и рассчитывал на это. В противном случае своим автобусом просто раздавил бы «Запорожец», в котором находилось несколько пассажиров. Когда съехал с моста, остановился. В салоне стояла мертвая тишина. А ведь это могла быть моя последняя поездка, невольно подумал я. А, может, и не только моя. И от этой мысли внезапно прошиб холодный пот. Придя в себя, поехал дальше. К сожалению, с такими горе-водителями приходится встречаться на дороге довольно часто, — сетует Сергей Якушев.
За три десятка лет ему приходилось работать рука об руку с разными водителями, но он с особой теплотой вспоминает своего напарника по ЛИАЗу Алексея МАНЕРВОВА, с которым душа в душу отработали долгие годы. За это время многое изменилось в организации труда на автотранспортном предприятии в лучшую сторону. Раньше водителям зачастую приходилось самим ремонтировать свои машины. А теперь, если случается какая-то поломка, написал заявку, и автослесари починят.
— Но я по-прежнему в основном стараюсь ремонтировать свой автобус сам. Особенно когда нужно срочно выезжать на линию, а в этот момент, к примеру, смотровая яма занята или загружена слесарная бригада. Не стоит особого труда самому поменять ремень на генераторе, снять стартер или помпу, устранить какую-нибудь мелкую неисправность… Что-то делаю заранее, предвидя, что может «полететь» в дороге тот либо иной механизм. Хотя всегда и всё не усмотришь, — поделился Сергей Якушев.
За годы работы в АТП его добросовестный многолетний труд, профессионализм не раз отмечались денежными премиями и благодарностями автотранспортного предприятия, почетными грамотами. А по случаю 60-летия АТП и в честь профессионального праздника — Дня автомобилиста — он в числе других сотрудников был награжден Почетной грамотой Законодательного собрания Приморского края. Как один из лучших водителей не раз принимал участие в конкурсе профмастерства.
— Намерен работать здесь до самой пенсии: устраивают условия труда, администрация, сменная работа. Благодаря такому графику есть возможность и на рыбалку сходить, и на дачном участке поработать, и продвинуть строительство частного дома. Собственными руками подвел дом под крышу. Нынешним летом взял за два года отпуск и почти два месяца провозился с бетонированием колодцев, зато приобрел в этом деле громадный опыт. Сам сделал все сантехнические работы. За зиму сам хочу сделать теплые полы. С дачного участка накопали на семью картошки на зиму, собрали достаточно винограда и овощей. В целом, можно сказать, выполнил жизненную программу минимум: построил дом, вырастил сына и посадил дерево, причем не одно, если учесть фруктовые, — подвел черту собеседник.
Всё бы неплохо, но переживает Сергей Якушев, что в последнее время особенно заметно падает на линии пассажиропоток из-за пандемии коронавируса. А это, в свою очередь, отражается на зарплате.
— Добрых десять лет занимаюсь строительством дома. Думаю, к следующей зиме наконец-то завершу это дело, въедем в новый дом и будем жить здесь круглогодично, — с оптимизмом сказал Сергей Якушев.
Владимир ФЕДОРОВ