И водитель, и яхтсмен

У каждого человека своё призвание в жизни. Иной, бывает, не может определиться с выбором профессии: и то образование получит, и другое, и ту работу поменяет, и вторую, и третью… А она не приносит удовлетворения, не даёт успеха.

У Валерия ВАЩЕНКО сомнений с выбором специальности не было. Он избрал себе дело однажды и на всю жизнь. Тягу и любовь к технике ещё в раннем возрасте привил ему отец. Кто-то из его сверстников бежал на футбольное поле, кто-то прожигал свободное время в праздности, а Валерий вместе с отцом часами проводил его в семейном гараже. Вместе ремонтировали старенькие «Жигули», мотоцикл. Засучив рукава, мальчишка с удовольствием возился с «железками», сначала под контролем отца, потом самостоятельно стал разбирать и собирать технику. В 12 лет первый раз сел за руль «тяжёлого» в управлении мотоцикла «Урал», чтобы покататься около дома. Потом попробовал себя на «Жигулях». Всё прошло успешно.

После школы окончил находкинское ГПТУ-31. А перед службой в армии по направлению военкомата прошёл курсы водителей в школе ДОСААФ, получив категории «В», «С» и удостоверение на управление бронетранспортёром. Срочную служил в Монголии водителем самосвала, что добавило Валерию опыта и навыков в вождении и обслуживании техники. Уволившись из армии, устроился в Находкинский автобусный парк. Получил категорию «Д» и сел за руль трёхдверного венгерского «Икаруса», которых в то время много работало на городских пассажирских маршрутах.

— Это начало 90-х годов. В городе ещё на полную катушку работали морские предприятия. Пассажиров было много, особенно в часы пик. Народу набивалось в автобусы, как селёдки в бочку. Зимой, на подъёмах было очень скользко, дороги посыпались пескосмесью нерегулярно. Часто людей приходилось высаживать из автобуса, налегке преодолеть подъём, а потом снова, загрузившись, следователь по маршруту. Пассажиры нервничали, высказывали водителям автобусов своё недовольство. А мы что могли сделать? – вспоминает Валерий Ващенко.

Года через три в АТП пришли венгерские «Икарусы» «гармошки». Валерий, окончив трёхмесячные курсы, получил категорию «Е» и пересел на один из них. «Гармошки» в основном работали на таких маршрутах, как «пятёрка» и «двойка».

— Эти машины отличались мощным двигателем и выносливостью, правда, в манёвренности были непросты. Запчастей для них всегда было в достатке, ТО-2 выполнялось регулярно. Эти автобусы до сих пор вспоминаю, как одни из лучших, — отметил Валерий Викторович.

Примерно в середине 90-х в автопарк стал закупать южнокорейские большеместные автобусы марки «Дайва». Поначалу они приходили во Владивосток, откуда транспортное предприятие распределяло их по перевозчикам края. Валерий Ващенко спустя пять лет пересел за руль южнокорейского и не мог нарадоваться. Правильно говорят, всё познаётся в сравнении. «Дайва» в отличие от «Икаруса» оказался гораздо легче в управлении и техническом обслуживании, легко запускается двигатель, в холодное время года в отличие от венгерских эти не надо прогревать, тёплые и комфортные для водителя и пассажиров. И что не менее важно – здесь очень мощный двигатель. Автобус в любую погоду и время года может подняться на любой подъём находкинских маршрутных дорог.

— Для обслуживания этих машин в автопарке создана хорошая ремонтная зона и слесарная бригада, в числе которых фермовщики, занимающиеся ремонтом кузова, дизелисты, специалисты, отвечающие за ремонт переменных коробок передач и мостов, своевременно выполняется замена летней резины на зимнюю, и наоборот. Топливом машины заправляются на АЗС «Альянса», а оно там всегда качественное. Отсюда и двигатели работают хорошо. В общем, всё продуманно и организованно,- подчеркнул собеседник.

Последние четыре года Валерий Ващенко работает на китайском большеместном автобусе «Ютонг» на основных маршруты – №№ «5» и «9». Это машины нового поколения, они изрядно «напичканы» электроникой, оснащены мощным двигателем, в пассажирском салоне предусмотрен кондиционер, имеется низкопольная площадка для инвалидов-колясочников.

— Не на каждой новой машине работаешь в удовольствие. Мы уже привыкли к тому, что почти всё китайское у нас вызывает негативную реакции, как низкокачественное. «Ютонги» вопреки этому мнению радуют. Лет пять они проходят без ремонтов, даже по нашим дорогам. Потом, конечно, потребуется капитальный ремонт. Вечного ничего нет, — сказал водитель.

День за днём, год за годом Валерий Викторович отработал в автопарке 33 года. Сказать, что на протяжении всего времени его привлекала хорошая зарплата. Нет. Просто ему очень нравится работать с людьми. Хотя, что скрывать, пассажиры попадаются разные. Он не из тех, кто привык бегать с одного предприятия на другое в поисках лучшей жизни. Все знают, что работа водителя пассажирского автобуса – не из простых. Приходиться рано вставать и поздно ложиться, постоянно быть в особом внимании на дорогах, потому что достаточно лихачей и не опытных водителей, которые часто создают аварийные ситуации. Нередко на дорогах возникают заторы из-за ДТП или по другим причинам, а водителю пассажирского автобуса нужно соблюсти график движения. Приходится крутить баранку в праздники или когда в твоей семье какое-нибудь торжество.

Правда, здесь, если очень нужно остаться дома, администрация идёт на компромисс. Верно говорят: камень на месте обрастает. Добропорядочные отношения у водителя сложились с коллегами, администрацией. А как иначе? Если человек добросовестно выполняет свою работу, не прогульщик, нет грубых нарушений на дорогах, пользуется авторитетом в коллективе — таких ценят и дорожат ими на любом производстве.

— Любые недовольства среди пассажиров стараюсь решить мирным путём. Даже когда не все из них крепко держатся за поручни, а потом обвиняют водителя. Один из лучших наставников водителей автобусов Анатолий ЮЙБАЧАН как-то сказал такую фразу: «Если от резких движений автобуса бабушка разольёт молоко, его остатки она может вылить водителю на голову.» В моей практике такого не было, — улыбнулся Валерий Ващенко.

За трудовые успехи он неоднократно поощрялся денежными премиями, Благодарностями автопарка, Почётными грамотами администрации Находкинского городского округа, некоммерческого партнёрства «Приморское региональное объединение автотранспортников» и Законодательного Собрания Приморского края. Его фотография сегодня занимает достойное место на Доске Почёта Находкинского ПАТП.

— Чем любите заниматься в свободное время? — интересуюсь у Валерия Викторовича.

— Я родился и вырос в Находке. В детстве и юности увлекался спортом, играл в хоккей, нередко наша команда выступала на краевых соревнованиях. Бывало, прибегу со школы, поел-не поел, клюшку в руки и на хоккейную площадку. Гоняем шайбу с пацанами, пока луна не выйдет. Когда повзрослел – полюбил охоту, увлёкся парусным спортом, точнее вин-сёрфингом. Это специальная доска с парусом. Кстати, вин-сёрфингом увлекаюсь до сих пор, в наличии две доски. Занимались в яхт-клубе в Антаресе. Часто выступали в российско-японских регатах «Белый парус мира», которые проходили во Владивостоке, где занимал первое, второе и третье места. До сих пор с удовольствием вспоминаю моих однокашников по гонкам, яхтсменов Вадима СОТНИКОВА, Александра РОСТОВЦЕВА, Андрея ШАМРАЕВА… Начинали со шверботов, последние годы гонялись на регатах уже на крейсерских яхтах. Самая маленькая из них — класса «Оптимист». Интересное было время. Потом жизнь разбросала нас. Кто-то из юных яхтсменов стал стармехом, иные продолжили учёбу в морском институте и выросли до капитанов дальнего плавания, — подвёл итоги собеседник.

Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.