Недавно мне подумалось, что тематика рубрики «История одной семьи» гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Ведь по большому счету семья – понятие объемное. Ею можно назвать и дружный трудовой коллектив, и предприятие, на котором люди трудились десятилетиями, и учебное учреждение, давшее своим школьникам, студентам или курсантам путевку в жизнь.
Думается, что такой семьей по праву можно назвать мореходную школу юнг, что располагалась на первом участке. Для многих мальчишек она стала вторым домом, а преподаватели – вторыми родителями. Судьбы бывших воспитанников и есть история этой большой семьи. О троих из них я и хочу сегодня рассказать. В разное время закончили они школу юнг и работали затем в БАМРе. И это тоже была одна рыбацкая семья. Начну свой рассказ со старшего по возрасту.
Будущий капитан-директор Валентин Григорьевич МЯГКОВ родился в 1929 году в селе Богучаны Красноярского края. Здесь же окончил четыре класса сельской школы.
В 1945 году Мягковы переезжают в Тайшет. Когда после окончания войны возобновилось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, 19-летнего Валентина назначают заведующим лесобиржей. Работать предстояло с расконвоированными японскими военнопленными, которые изготавливали шпалы. На строительство требовалось отправлять их по 100 вагонов ежедневно.
С работой справлялся, но нужно было получать рабочую специальность, и Валентин поступает в Черемховский горный техникум на специальность «техник по обслуживанию подземного транспорта». Через три месяца учебы неожиданно в коридоре техникума встретил молодого человека, который забирал документы. Из разговора стало ясно, что он уезжает в Находку в мореходную школу юнг, где бесплатное обмундирование и трехразовое питание, а по окончании можно стать капитаном. Направление даёт товарищ Буслав в гостинице «Сибирь» в Иркутске.
По тем временам предложение было очень заманчивым. Так Валентин МЯГКОВ, с опозданием на три месяца, попадает в мореходную школу. Сначала учится на судоводителя двухсоттонника, а затем на штурмана малого плавания. После окончания школы в 1952 году получает направление на рыбокомбинат «Зарубино» и становится старшим помощником капитана СРТ-342. Через три года вместе с судном Валентин Григорьевич переводится в Находку, в Управление активного морского рыболовства (УАМР), проходит курс обучения в школе усовершенствования командных кадров плавсостава во Владивостоке и 1 января 1957 года получает назначение на должность капитана СРТ-383 «Баскунчак» промразведки. Шесть лет бороздил на нем моря, но по состоянию здоровья списался на берег и работал в морской инспекции УАМР.
В 1969 году Валентин Григорьевич создает станцию по ремонту и переукладке спасательных плотов и одновременно по вечерам преподает морское дело на курсах в учебно-курсовом комбинате. Организует зимнюю базу отдыха на станции Фридман для работников предприятия, принимает активное участие в создании водозабора в бухте Севастопольской. В апреле 1978 года получает назначение на должность капитан-директора учебно-тренажерного судна «Самарга». Экипаж переоборудовал бывший БМРТ для этих целей своими руками, подготовил соответствующие чертежи, и затем Гипрорыбфлот (головной проектный институт Минрыбхоза СССР) рекомендовал всем организациям взять за основу опыт специалистов УАМР.
В 2006 году Валентин МЯГКОВ ушел на заслуженный отдых. 50 лет посвятил он рыбацкому делу, имеет звание «Почетный рыбак УАМР», награжден медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд» и «300 лет Российскому флоту».
Следующий герой моего рассказа — Николай Степанович ГУНИК. Его родина — поселок Валентин, раскинувшийся на берегах красивой бухты Японского моря. Здесь работал рыбозавод, который имел свой промысловый флот – «кавасаки» и деревянные рыболовные сейнеры. Добытую рыбу ежедневно привозили на сдачу, а это было очень интересное зрелище. Так что всё свободное время мальчишки проводили среди рыбаков. К ним на практику приезжали юнги из мореходной школы Находки. Красивая форма, рассказы о дальних плаваниях производили большое впечатление, привлекательной была и возможность стать капитаном.
После шестого класса Коля все лето работал матросом «кавасаки» на промысле рыбы. Работа понравилась. Поэтому после окончания семилетки не стоял вопрос, куда пойти учиться. Однозначно было принято решение – ехать в Находку, в мореходную школу и поступать на штурмана малого плавания. Год учебы прошел быстро. Практику проходил на рыбокомбинате «Клерк», что на юге Приморья, работал тоже на «кавасаки», а еще – в «Кработресте» на краболове и, в конце концов, – в Преображении на судах УАМР. Довелось рыбачить под руководством знаменитого капитана Василия Алексеевича ПУТИНЦЕВА на СРТ-602.
Постепенно Николай Степанович поднимался по ступенькам профессионального роста: старший помощник капитана СРТ-419 «Бронницы», капитан поискового судна СРТМ-8422, старший помощник и капитан-директор БМРТ «Ульяновск», который в 1963 передал Октябрю Михайловичу ЛОМАЕВУ. Следующее назначение – капитан-директором БМРТ «Галифан Батаршин» и РТМ «Угольный». А после был флагманским капитаном, начальником экспедиций, капитан-директором подменных экипажей. Сегодня Николай Степанович ГУНИК на пенсии. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», носит звание «Почетный рыбак УАМР». Годы учебы в мореходной школе юнг вспоминает с теплом и не видит для себя иной судьбы.
И ещё одна встреча с выпускником мореходной школы юнг, ветераном Находкинской БАМР. Владимир Иннокентьевич БУЛДАКОВ родом из Бурятии. После окончания школы подал заявление во Владивостокское высшее мореходное училище на факультет судовождения. Конкурс был 10 человек на место, и Владимиру чуть-чуть не хватило баллов. Чтобы не возвращаться домой, поехал в Находку в мореходную школу. Здесь впервые набирали десятиклассников на двухгодичную систему обучения с военной кафедрой. Это был 1954 год. Первая практика Владимира прошла на парусной баркентине «Юнга». С каким нетерпением ждали ребята выхода в море! Рейс оказался продолжительным. Сначала побывали в Петропавловске-Камчатском, а затем через Охотское море проделали путь в Николаевск-на-Амуре. Впечатление от похода было незабываемым.
После завершения учебы в 1956 году начальник мореходной школы юнг И.И. ГАМЗИН дал выпускникам-судоводителям свободный выбор практики. Владимир устраивается матросом на танкер «Уфа» Госморпароходства во Владивостоке. Но вскоре судьба его забрасывает в Управление активного морского рыболовства. Был матросом на СРТ, штурманом на разных судах, капитаном СРТР «Альмак». Но чтобы получить диплом капитана дальнего плавания, необходимо среднее техническое образование. Владимир Иннокентьевич поступает на ускоренный курс подготовки специалистов ДМУ и оканчивает его в 1964 году. Через некоторое время он уже – второй помощник капитана тунцеловной базы «Светлый луч», старший помощник на БМРТ «Барабинск», с 1970 года по настоящее время – капитан-директор судов Находкинской БАМР. А в Дальневосточное высшее инженерное морское училище он все-таки поступил спустя 24 года после первой попытки и успешно окончил его, получив диплом инженера-судоводителя.
Владимир Иннокентьевич БУЛДАКОВ – почетный рыбак УАМР, награжден медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту». На мой вопрос, доволен ли он жизнью, ответил, что все эти годы живет не зря, и, если бы довелось, повторил бы все снова.
Герои моего рассказа с теплотой отзываются о годах учебы в мореходной школе юнг. Бесплатное обмундирование и трехразовое питание в столовой для многих было неожиданностью. Ребята военных лет дома, в сельской местности, такого не видели. Холод в жилых помещениях быстро и легко устранялся, если дежурные добросовестно топили печи. А печи были голландские, высокие – от пола до потолка, обитые черным железом. Был свой отличный стадион и волейбольная площадка, где проводились соревнования по футболу и волейболу, клуб и танцплощадка, а занятия в спортивном зале позволяли им в свободное от учебы время заниматься любимыми видами спорта. Много времени уделялось плаванию в бухте рядом с мореходной школой или на отмелях в районе нынешней БАМР.
С большим уважением и теплотой вспоминают своих преподавателей: по навигации и астрономии – В.А. ФИЛАТОВА, морскому делу – Э.А. ЛИТВИНОВА, курсу теории корабля и ихтиологии – А.И. МЕДВЕДЬ, эксплуатации электрорадионавигационных приборов – А.М. МАРИЛОВЦЕВА, метеорологии – Н.И.ГЛАДКИХ, а также заведующую медицинским корпусом С.А. ГЛАДКИХ и руководителя физвоспитания Г.И. ФЕДЧЕНКО и, конечно же, начальника мореходной школы юнг И.И. ГАМЗИНА. Это действительно была очень большая и дружная семья, состав которой ежегодно менялся. Получали путевку в жизнь сотни выпускников, а на их место поступали молодые ребята, которые пришли получить специальное образование, и задача преподавателей состояла в том, чтобы научить их понимать жизнь и достойно войти в неё. Что они и делали на протяжении многих лет.
Архив
Рубрики
Поиск по сайту
Календарь
г. Находка, Находкинский пр-т, 18
Приемная: 65-72-50
Реклама: 74-66-81 reklama@nr-citynews.ru