Иногда приходится слышать: вот как раньше работали, сейчас так уже не работают. Люди трудились самоотверженно, добросовестно, с полной самоотдачей, были передовики производства, ударники, Герои Соцтруда, кавалеры Орденов славы… Для великих трудовых свершений был огромный моральный стимул. А что сейчас? В лучшем случае какую-нибудь грамоту дадут, и будь тем доволен. Возможно, оно и так. Может, конечно, и стимулы поменялись. Но, думаю, у каждого времени есть свои герои.
Сергей ДОРМИДОНТОВ, докер-механизатор стивидорной компании ООО «Порт Ливадия» — один из тех, кто своим прилежным трудом из года в год подаёт добрый пример коллективу. Пришёл он на это предприятие около девяти лет назад из Находкинского морского рыбного порта, где почти 12 лет отработал на портальном кране. Когда начались в стране кардинальные экономические перемены, они коснулись и рыбпорта. Предприятие стало лихорадить, начались перебои с грузами, задержки зарплаты, текучесть кадров. И тогда Сергей Владимирович принимает решение перейти в компанию ООО «Порт Ливадия». Имея огромный опыт работы на портальных кранах в перевалке насыпных и других грузов, новичку сразу же доверили серьёзную технику. Поначалу перегружал каменный уголь, потом работал с металлопрокатом, арматурой, выгружал из сухогрузов на причал легковые автомашины.
— Из всех грузов легче всего, конечно, работать с углём. Опустил грейфер в штабель, захватил груз и несёшь его аккуратно в трюм судна. Хотя и здесь есть немало специфических тонкостей, которые необходимо соблюсти. Например, когда поднимаешь полный грейфер, нужно контролировать, чтобы он по пути не раскрылся самопроизвольно, следить за тем, чтобы не повредить грейфером трюм. В дождливое время года уголь на площадке лежит сырой, на работу с ним, как правило, уходит больше времени. Зимой он промерзает и становится легче, отсюда нужно перевалить больший объём, чтобы сделать сменную норму. Обычно к причалу становятся под погрузку суда 30-тысячники. Два крана при непрерывном процессе загружают их за пять дней, а то и раньше, — рассказал Сергей Владимирович.
Определённые требования необходимо соблюсти и при выгрузке угля из железнодорожных вагонов. От машиниста крана требуется, прежде всего, аккуратность и внимательность, чтобы не повредить грейфером железнодорожные вагоны. В противном случае стивидорной компании придётся платить собственнику вагонов серьёзные штрафы. Кроме работы на портальном кране при необходимости Сергей Дормидонтов садится за рычаги бульдозера, мультиперегружателя или экскаватора. Как универсальный докер-механизатор он без особого труда может управлять любой из этой спецтехники. «Корочки» на машины приобрёл, работая ещё в рыбном порту.
К примеру, если кран не достаёт грейфером до штабеля угля, пересаживается на бульдозер и подталкивает груз отвалом поближе. Зимой, когда уголь смерзается до того, что невозможно захватить его грейфером, экскаваторщик рыхлит его ковшом. И проблема, как говорится, решена. И всё же большую часть времени в течение рабочей смены Сергей Дормидонтов занят непосредственно на портальном кране. Такие кадры ценны для любого производства, когда один человек может выполнять много разных функций и владеет разной спецтехникой.
— Нет сомнений, Сергей Дормидонтов – один из опытнейших докеров-механизаторов «Порта Ливадия». Часто он существенно перевыполняет сменную норму по выгрузке угля из вагонов или подаче в трюм судна. Он профессионально и технически грамотно работает с любой из номенклатуры грузов, проходящих через морской порт. Это неравнодушный человек. Иной сотрудник, бывает, отработал свои часы, есть проблемы на технике, нет, — сдал смену и спокойно ушёл домой. Дормидонтов, не считаясь с личным временем и силами, добьётся, чтобы эти проблемы были решены. И если нужно, дойдёт до высшего начальства порта, поднимая вопросы по своей спецтехнике или бригаде. Он из тех, кто не боится в интересах производства, как говорят, резануть правду-матку. И за это его также уважают в коллективе. Это механизатор высокой квалификации. Несмотря на свой возраст – ему уже седьмой десяток – при необходимости может выйти внеурочно и поработать, скажем, в ночную смену, подменить заболевшего напарника. С такими, как Сергей Владимирович, легко работать, — поделился заместитель генерального директора по производству ООО «Порт Ливадия» Сергей КНЯЗЕВ.
За ударный труд Сергей Дормидонтов неоднократно поощрялся денежными премиями. И не только в честь профессионального праздника. Но, к примеру, за высокую производительность труда, безаварийную работу или труд во внеурочное время. А если уж говорить о перевыполнении сменной нормы, то Сергей Владимирович премируется практически каждый месяц. За высокие показатели он пользуется заслуженным авторитетом среди товарищей и руководства.
— За свою жизнь мне довелось поработать в разных морских портах Находки, но такого человечного отношения, как в «Порту Ливадия», ещё не встречал. Скажете: бросаю леща руководству. Нет, говорю честно, не кривя душой. Есть предприятия, где из людей стараются «выжать все соки», и нередко при этом в глаза говорят: таких как вы, за воротами много. Не нравится – можете искать другое место. В «Порту Ливадия» почти за девять лет работы я никогда не слышал таких упрёков по отношению к рабочим. Прежде всего, здесь ценится человек. «Железка» сломается, её можно отремонтировать или купить новую. А вот человека, его здоровье – не купишь, его нужно беречь. Именно такая позиция у нашего начальства. Если кран или другая спецтехника вдруг выходит из строя – это не личная проблема докера-механизатора, на предприятии создана слесарная группа, которая занимается ремонтом.
Меня устраивает моя заработная плата. А главное, она выплачиваются всегда вовремя. Конечно, порой за смену устаю от монотонности производственных операций, но радость доставляет выполненный и перевыполненный объём. Ведь среди других есть ещё и такое понятие, как моральный стимул, который наравне с зарплатой вдохновляет на новые трудовые подвиги. Но это вовсе не значит, что сев за руль ты крутишься, как белка в колесе, без остановки всю смену. За рабочую смену у нас предусмотрен перерыв на обед получасовое чаепитие вечером. Работая с перегрузкой металла или автомашин, приходится соприкасаться с людьми, которые стропят груз. И здесь в целях безопасности требуется от машиниста портального крана повышенное внимание, чтобы не травмировать человека крановым крюком, не причинить другие увечья. У меня за все годы трудовой деятельности не было ни одного ЧП на производстве. В общем, работа моя мне очень нравится. Она приносит не только материальные блага, но и моральное удовольствие. Пока есть силы и во мне нуждается порт, буду работать здесь и дальше, — оптимистично сказал Сергей Дормидонтов.
Владимир ПАНТЮХОВ