На горе Горбуша я никогда не был, и на предложение побывать в тех местах сразу согласился. В пять часов утра был уже на ногах. Приготовил сидорок для похода и к семи часам уже стоял на остановке автобуса «Рыбный порт». Ветра не было, но утро было морозное.
Не доезжая Рудневки, свернули с основной трассы, и дальше наш путь пролегал по проселочной дороге. Дорога оказалась наезженная. Через несколько километров подъехали к котлованам, заполненным водой, здесь когда-то работали золотари в поисках драгоценного металла. Переехали ручей и начали подниматься в гору. На подъеме догнали небольшой грузовичок, который уступил нам дорогу, а затем обогнал нас и ехал впереди, пока не остановился на одной из площадок, где остались следы заготовки дров. Далее дорога хорошо просматривалась, но следов машин не было.
На всем пути Евгений и Татьяна РУБАН рассказывали о попадающихся по пути следования развалинах некогда построенных военными объектов и близлежащих сопках, на которых они в разное время побывали. Больше всего разговоров было о горе Криничной, которая уже хорошо просматривалась от котлованов, и Горбуше. Гора Криничная высотой 829 метров хорошо просматривается от автовокзала в Фокино, и буквально за ней находится гора Горбуша высотой 885 метров, на вершину которой мы решили подняться.
Проехав километр-полтора от площадки, на дороге обнаружили следы тигра.
Судя по следам, он не спеша осматривал свой участок. Цепочка следов шла прямо по центру дороги и спускалась в распадок, куда направлялись и мы. Следы были оставлены, видимо, вчера, поскольку снег успел подмерзнуть и даже немного оплавиться. Водитель остановил машину, и мы вывалились всей толпой фотографировать следы. Я тоже сделал четыре-пять снимков, и мы поехали дальше.
Миновав еще пару ручьев, выехали почти к подножию Горбуши и остановились на площадке бывшего склада лесозаготовителей. Дорога шла дальше, и по ней можно было проехать к горе Криничной, но у нас была другая цель. По правую сторону от дороги за оврагом просматривался волок, по которому техника трелевала хлысты к складу, а на въезде на площадку на одном из деревьев охотники установили скрадок для охоты на зверя. Мы вышли из машины и стали готовиться к походу на вершину горы Горбуши.
Гора так называется по причине того, что имеет три вершины. Их так и называют «голова», «горб» и «хвост». Наша цель — посетить три вершины и часам к четырем дня вернуться к машине. Стал вопрос брать с собой или нет рюкзаки. Решили не брать, но кое-что все-таки прихватили с собой перекусить. На гору собрались подниматься восемь человек, половина из нас одели на обувь шипы, хотя снег лежал местами, но подъем крутоват, да и опавший лист местами довольно скользкий. Приготовления закончены, и мы отправляемся в путь. За проводника у нас «кавалер ордена Сусанина» Евгений.
Преодолеваем овраг и выходим на волок, сплошь поросший малинником, элеутерококком , актинидией и другими кустарниками. Все это цепляется за одежду и препятствует движению, мы берем немного вправо и по отрогу поднимаемся вверх. Лес в основном дубняк, просматриваются посадки хвойных деревьев: кедра, елей, сосен, встречается несколько видов берез, кленов, бархата, диморфанта и в три обхвата тополя Максимовича.
Чем выше поднимаемся, тем больше среди деревьев попадается камней, а рядом — заросли актинидий: аргуты, коломикты, а также кусты рододендрона. Несколько раз меняем направление движения и в конце концов выходим на край небольшой курумы. Это скопление глыб горных пород, возникающих обычно в горах в результате энергичного физического выветривания и представляющих собой сплошное покрывало в виде плаща или движущихся вниз по склону полос. В первом случае их называют — «каменное море», во втором – «каменная река».
На противоположной стороне стоит большая сосна, чуть далее — изогнутая ветрами и судьбой железная береза. Отсюда среди ветвей деревьев просматривается Душкинское водохранилище, острова Путятин, Аскольд и дорога на гору Криничную. Мы поджидаем отставших, фотографируемся, и в эти мгновения из распадка у горы Криничной раздается рев тигра. Обмениваемся мнениями по этому поводу и продолжаем путь к вершине. В пути мы уже более часа.
Обойдя куруму справа, мы через 15 -20 минут вышли к следующей, которая простиралась до самой вершины. Среди каменных глыб местами — заросли кедрача и отдельные кедры. У самого края этого моря камней один камень отличался от остальных тем, что он как бы стоял на ногах. Мы его так и назвали «камень в штанах». Нам предстояло подняться здесь до кедровника на верху, а это метров 300 по камням. Они покрыты серым лишайником, но среди этой серой массы встречаются и зеленые тона, и красные.
Отсюда хорошо просматривается залив Стрелок, поселок Подъяпольское, залив Восток и даже устье реки Волчанки, в другую сторону среди двух горных вершин виднеется вершина Большого Иосифа. Наконец-то мы добираемся до кедровника, но он до того зарос багульником, что мы вынуждены выходить опять на камни и по ним — еще около 150 метров. На этом участке поднимается ветер. Щеки горят, начинает прихватывать пальцы рук. Берем чуть правее, обходим вершину и начинаем переход с «головы» на «горб». На вершине горы появились кусты стланика, а среди камней из-под снега то здесь, то там выглядывают листья бадана. Вся правая сторона склона покрыта густым ельником. Мы продираемся через него и выходим на вторую вершину Горбуши.
Вершина заросла ельником и среди зарослей молодых елей установлен триангуляционный знак. Мы фотографируемся у знака и через несколько минут отправляемся на последнюю вершину горы Горбуша – «хвост». Выходим на открытое место и, преодолев несколько десятков метров курумы, взбираемся на последнюю вершину. Отсюда открывается изумительный вид на гору Рассыпная, хорошо просматривается Большекаменское водохранилище, селение Петровка, в другую сторону — гора Лысый Дед, а за ней — Пидан.
Видно, что в том районе начинается снег. Полюбовавшись панорамой, которую не увидишь, не поднявшись на такую высоту, отправились в обратный путь. Преодолев небольшую куруму, заходим в ельник, разводим небольшой костер, на еловых палочках жарим сало и колбасу, перекусываем и начинаем спуск. Снег догоняет нас, и пока он не разошелся, мы спешим преодолеть широкую полосу курумы. Но вот камни позади, мы берем левее и через полчаса быстрым шагов выходим на тот же волок, по которому заходили в лес. Через несколько минут выходим к машине. Гора Горбуша провожает нас снегом, оставляя в душе светлые чувства.