Лев БОГАНОВ: Я сделал всё, что в моих силах

DSC04019-1тВ канун 65-летия Находки Льву БОГАНОВУ, генеральному директору ЗАО «Дальмормонтаж-Восточный», присвоено звание «Почётный житель Находки». Он является одним из старейших специалистов и руководителей, кому принадлежит важная роль в монтаже портового оборудования на морских предприятиях Дальневосточного региона.

Лев Николаевич, на вашу долю выпало тяжёлое послевоенное детство. Каким оно запомнилось?
— Родился в Спасске-Дальнем. Нас в семье воспитывалось трое пацанов, я был старшим. Отец работал фотокорреспондентом в газете «Суворовский натиск», на фронт его не взяли из-за порока сердца. Он был хорошим специалистом, с его снимков герои до сих пор смотрят, будто живые. Мама воспитывала нас. А когда мы подросли, пошла санитаркой. Родители прожили мало: отец умер в 33 года, мама — в 48. Нас немного подкармливала бабушка Ефросинья, будучи хорошим поваром, она работала при командующем 5-й армией генерале ЧИСТЯКОВЕ. Поэтому я в отличие от моих сверстников не голодал. Нередко заходил к ней в гарнизон, чтобы отведать чего-нибудь вкусненького. Когда доброго генерала перевели в Прибалтику, такой возможности уже не стало, пришлось перейти на картошку и капусту.
После окончания семилетки в 14 лет на пароходе отправился на Сахалин учиться в мореходном училище. Денег у матери хватило только на билет в один конец. В группе оказались не только пацаны вроде меня, но и гораздо постарше. К примеру, бывшему боцману с крейсера «Суворов» было под 30. В такой среде я быстрее взрослел и обретал мужские качества, правда, рано научили курить.
После получения диплома техника-механика портовой механизации четверых из нас направили в Находкинский морской торговый порт. Меня — на должность сменного механика, однако начинать карьеру пришлось с водителя автопогрузчика. Спустя четыре месяца, в июле 1963 года, по договорённости между руководителями предприятий меня откомандировали в монтажное управление «Дальмормонтаж» на должность мастера.

. С чем столкнулись на новом месте?
— Мне едва исполнилось 19 лет, но старался быть принципиальным. Я сразу понял: чтобы подсказать другому, как правильно выполнить ту либо иную операцию, должен узнать это сам. Поэтому пробовал делать клёпку, работать электросваркой, почерпнул азы электромонтажа… Так постепенно приходил авторитет в среде подчинённых и начальства.
Первый мой объект — портальный кран «Кировец» на ДВСМЗ. Его сдали в эксплуатацию в августе 1963 года, при сроке службы 22 года он работает до сих пор. Всё старались делать качественно, на совесть. В 22 года меня назначили прорабом, в подчинении были уже не только рабочие, но и мастера.
В это время на мысе Астафьева начали рвать скалу под расширение территории торгового порта. Ещё не было причала, а уже пошли первые краны. Пришлось собирать их на мысе Шефнера в крупные узлы и по мере строительства подкрановых путей монтировать на причале. В течение многих лет наше предприятие работало на строительстве третьего грузового района торгового порта, докового цеха ПСРЗ, в НСРЗ, рыбпорту, свой почерк оставили мы на ЖБФ и в БАМРе.
В 1973 году меня назначили начальником монтажного участка в строящемся порту Восточном, где уже в декабре того года был запущен первый причал, оснащённый четырьмя портальными кранами. Кстати, они работают до сих пор. Руководство Восточного никогда не жалело средств на ремонт и обслуживание кранового оборудования, за счёт чего значительно продлевался срок его службы.

. В вашей работе немало опасных ситуаций и моментов. Часто ли приходилось идти на риск, и всегда ли он оправдывался?
— На риск шёл только тогда, когда без этого просто не обойтись. Но прежде несколько раз рассматривал ситуацию с разных сторон, чтобы не причинить вреда людям и оборудованию. Как-то при монтаже крана нужно было поднять на высоту конструкцию, превышающую грузоподъёмность. Чтобы выполнить эту операцию, для гусеничного крана изготовили специальные растяжки для большей устойчивости.
Или другая ситуация. Крупными узлами доставили на причал № 10 торгового порта кран для монтажа. Когда дело дошло до установки стрелы, поднялся сильный ветер. Плавкран держит конструкцию на весу, а её болтает ветром из стороны в сторону. Задача — поймать её, быстро завести в отверстия и закрепить. Как только конструкция сравнялась с нами, я прыгаю на неё, следом за мной на ней повис с ломиком бригадир. И только так нам удалось поставить её на место. А другого варианта не было. Когда закончили установку, утих ветер. Риска в нашей работе очень много. Но сделал дело, и приходит ощущение внутреннего удовлетворения, радость победы.

. Как складывалась ваша карьера?
— В 1975 году был назначен на должность главного инженера предприятия и защитил диплом инженера-механика в Одесском институте инженеров морского флота. Потом три года отвечал за монтаж подъёмного оборудования на угольном комплексе порта Восточного, первая очередь которого была запущена в 1979 году. Наше предприятие тогда входило в состав управления по производству и монтажу оборудования при Министерстве морского флота СССР, выполняло монтаж и наладку технологического перегрузочного оборудования на предприятиях Дальневосточного региона. База располагалась в Находке, а радиус обслуживания — от Посьета на юге Приморья до Певека на Чукотке. Каждая бригада в год монтировала примерно по три-четыре портальных крана, а у нас было семь мобильных бригад.
По заданию Минмор- флота принимали участие в строительстве комплекса по перегрузке минеральных удобрений в порту Южный на Чёрном море. В рамках оказания помощи развивающимся странам работали на монтаже перегрузочного оборудования в портах Кубы, Вьетнама, Йеменской Республики. Наши люди постоянно находились где-то в командировках.

. В начале 80-х годов вы руководили группой специалистов на монтаже подъёмно-транспортного оборудования в порту Гавана (Куба). Чем запомнился этот период?
— Это ещё один интересный этап моей жизни. В то время наша страна очень много разных грузов экспортировала на Кубу. И пароходы, бывало, по месяцу стояли на рейде в ожидании выгрузки. Тогда наше государство приняло решение предоставить Кубе кредит на постройку дополнительных четырёх причалов. За три года нами было смонтировано здесь 16 портальных кранов и обучена бригада кубинских специалистов. Потом по дополнительному контракту установили ещё два крана.
Работа интересная, но климат… Жара 35-40 градусов. Такая погода сильно изнуряла. Поначалу боялись местных насекомых. Бывало, достаёшь из ящиков оборудование, а там скопление скорпионов, кукарач — такие здоровенные чёрные тараканы. Потом, правда, нас обучили мерам предосторожности с ними. Но это ещё полбеды.
Монтаж оборудования производили на временных путях, рядом был построен склад из красного дерева 150-летней давности, где кубинцы прятались от палящего солнца и любили поспать в рабочее время. Они отдыхают, а мы, советские шеф-монтажники, вкалываем. Смонтировали один кран, потом решили: дальше так дело не пойдёт. Когда стали требовать от кубинцев, оказалось, что для работы у них нет материального стимула. Вы, дескать, должны платить нам оклад в 450 песо уже за то, что мы пришли на работу, заявили они. А в наших интересах было скорее закончить контракт и вернуться домой.
Я этот вопрос, конечно, поднял перед компаньеро МОРАЛЕСОМ, который был старшим по проведению работ с их стороны. Вместе пошли в районный комитет Компартии Кубы. Нас встретил первый секретарь, видно, опытный производственник, прошедший войну. Когда он узнал, в чём дело, дал указание заменить всю бригаду и перевести её на новую «советскую» аккордную систему оплаты. Проблема разрешилась, а кубинцы постепенно подошли к желаемой производительности.
Чем ещё запомнилась Куба? Хорошим, гостеприимным народом, тропическими ураганами, карточной системой распределения продуктов даже для нас, иностранцев. Зимой при температуре воды плюс 22-24 градуса мы купались в море, а гаванцы не могли нас понять.
В 1982 году вернулся в Находку и продолжил руководство монтажными работами в порту Восточном на второй очереди угольного комплекса, расширении контейнерного терминала, строительстве кирпичного и завода санфаянса, переоборудовании щепового комплекса под переработку минеральных удобрений, на территории которого сегодня расположен Восточно-Уральский терминал. В целом до 1995 года «Дальмормонтаж» смонтировал и сдал в эксплуатацию полторы тысячи портальных кранов.
В 1999 году предприятие, на котором отработал 36 лет, было реорганизовано. Образовались две компании, одну из них — ЗАО «Дальмормонтаж-Восточный» — возглавил я. Специфика работы осталась та же. Сегодня здесь трудятся 60 человек. По-прежнему ведём монтаж портальных кранов, перегружателей, конвейерных линий, эстакад, конструкций складов, судопогрузочных машин, зерноперегружателей и др. Надеемся получить заказ на третьей очереди угольного комплекса в порту Восточном. Аналогичное нашему есть предприятие в Санкт-Петербурге, а по СНГ — только в Риге и Херсоне. Многие заказчики на нас выходят сами, где-то работу ищем через электронные торги. Должность у меня выборная, на очередной срок намерен не выставлять свою кандидатуру. Считаю, я сделал всё, что было в моих силах.

. Лев Николаевич, вы не раз становились победителем соцсоревнований и ударником комтруда. За значительный вклад в развитие морской отрасли в 2005 году получили звание «Заслуженный строитель РФ», а ранее награждены знаком «Почётный работник морского флота». Говорят, вас представляли ещё и к ордену Трудового Красного Знамени, но что-то не получилось. Что произошло?
— Помните, как писал поэт Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин»: «… Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, так скажу: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль». За успешное окончание работ на первой очереди угольного терминала Восточного порта меня наградили медалью «За трудовую доблесть», которая приравнивается к военной — «За отвагу». Я этим горжусь.

Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.