Морские дороги Находки

Удивительное место – находкинская земля. И это не стремление придать своей малой родине некую историческую таинственность и загадочность.

Она хранит и продолжает хранить столько неразгаданных тайн, и даже трудно представить, когда же многие из них будут приоткрыты. Историки, археологи, исследователи крайне осторожно пытаются заглянуть в глубь веков, чтобы получить доказательства происходящего в тот или иной период эпохи. Отчего так складывается, пока никто не в состоянии вразумительно ответить или хотя бы высказать собственную точку зрения.
О том, что первооткрывателями гавани, которая впоследствии получит название Находка, стали мореплаватели, в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Именно отважные мореходы, первопроходцы проторили морские дороги в эту географическую точку на Тихоокеанском побережье, известив всему цивилизованному миру об удобной и многофункциональной морской жемчужине. В настоящее время пока не найдены прямые документы, свидетельствующие о людях, открывших этот райский уголок. Однако целый ряд косвенных доказательств даже не требует дополнительных исследований. Так когда же была открыта бухта Находка?
Первое документальное подтверждение относится к XII веку, времени расцвета Золотой империи чжурчжэней, свидетельствующее, что «…в устье реки Сучан стоял морской порт, и здесь же располагался крупный город — одна из пяти столиц Чжурчжэньского государства. К тому же у горы, будем ее пока называть Брат, существовала большая каменная кумирня в честь бога небесных стихий. Боги этой кумирни были известны тем, что никогда не отказывали просящему их человеку и обладали чудодейственной силой исцелять недуги. Многие приезжали сюда даже из Китая, чтобы совершать поклонение богам и всегда получали исполнение своих желаний». И, конечно, основным видом транспорта в тот период являлись морские суда. В 1959 г. археологом Шавкуновым открыто древнее поселение на берегу реки, напротив названной горы. Исследователь Буссе с археологом Соколовым обнаружили остатки поселения на пологом склоне и в центральной части бухты Лашкевича. Предположительно они отнесли их к эпохе неолита. Первые люди пришли в эти места, когда был теплый тропический климат. Тогда еще водились мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы.
Некоторые историки продолжают утверждать, что Никанское государство (в состав которого входила и территория современного Приморья) берет свое начало в I веке, в эпоху государства Бохай в форме несторианства. В 1678 году инок Михаил прибыл в гавань Находка, провел в ней достаточно времени, чтобы не только описать жизнь и быт проживающих здесь людей, но и сумел составить весьма подробную карту, в центре которой протекала река Сучан. «А наша земля Никанская от Богдатской земли стоит на востоке, река, да есть в нашей земле Бучен порубежная, а пала та река своим устьем в море (Японское). А людей по той реке много, а людям тем зов никаны, лица у них бородатые. Никанская земля несказанно велика (современная часть Приморского края, включая Золотую Долину). Да в той земле Никанской в нашей родится золото и серебро, и жемчуг в раковинах находится в реке. Иные нарекают эту землю Великая Хина.
То государство Никанское паче Китайского зело людьми и богатством, благовонными травами и шафраном изобильствует, и женский пол перед китайскими людьми чист. А тама антихрист не может быть и не будет. Народ от России там особенный, а воровства никогда не бывает. Аше китайцы были бы христиане, то не едина бы не погибла.
Церквей христианских свыше 100, имеют патриарха православного, а российских – 40 церквей и 4 епископа ассирийского постановления и митрополита отлучились от своих мест от лета Никона патриарха, а приход их был от Зосима и Саватия Соловецких, кораблями через Леденое море. В этом месте приходящие из России принимают первым чином, крестятся совершенно в три погружения, и желающих там пребыть до окончания жизни. В тамошних местах татьбы и воровства, и прочих, противных закону, не бывает. Светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти…».
Его документы до сих пор хранятся в архивах представительства миссии Святого Георгия Победоносца.
В истории сохранились документы, составленные русским энциклопедистом, картографом, архитектором, строителем, историком, художником и писателем Семеном Ульяновичем Ремезовым. В 1697-1701 гг. С. Ремезов проводил обследование территорий по берегу океана, между Амуром и Кореей. По итогам исследований появились весьма подробные карты дальневосточных земель, куда вошли и территории современного Приморья. И уже в начале XVIII в. выходит его «Хорографическая книга Сибири» (в то время так назывались географические карты и описание отдельных земель).
Так что безымянная бухта значилась на картах уже в тот период. За свои труды С.У. Ремезов был прозван Колумбом российским.
8 мая – 17 декабря 1709 г. по заданию императора Канси (1654 – 1723 гг.) французские отцы-изуиты Жан-Батист Роше и Пьер Жарту, а также австриец Клавье Фиделли впервые произвели топографическую съемку от севера Кореи до дельты реки Амур. Результаты их работы были включены в карту Китая и окружающих земель, получившую название «Карта Канси», издание которой вышло в Пекине в 1719 году. В 1735 г. географ французского короля, картограф Жан-Батист Анвиль, член Парижской академии наук, почетный член Петербургской академии, составил более 200 географических карт, отличающихся большой для своего времени точностью. При более детальном рассмотрении изданных топографических карт вполне просматривается географическая точка, где в настоящее время располагается город и порт Находка. И уже совсем непонятно, отчего российские мореплаватели «не обращали внимания» на столь удобную, незамерзающую морскую гавань.
В 1855 г. английский крейсер Barracoutta в поисках русской эскадры под командованием адмирала В.С. Завойко (в период Крымской войны) зашел в неизвестную гавань, которой дали название залив Горнет. Год спустя это название появилось на официальных английских морских картах. По возвращении из плавания офицер военного корабля Тропсон в 1859 г. издал книгу, описывающую данный исторический факт. В ней же он так описал увиденную местность: «Ранним утром 21 августа мы достигли залива Горнет, который оказался слишком открыт ветрам, чтобы стать там на якорь. В закрытых от ветра бухточках и вдоль побережья лежат очень плодородные земли. В глубине бухты видны немногочисленные татарские дома. Обследовав эту часть берега, мы повернули назад».
В 1858 г. на берегах безымянной бухты высадились два французских путешественника, которые собрали обширный материал, произвели описание берегов и, завершив свои изыскания, отправились пешком в обратный путь через Маньчжурию в Китай, чтобы попутным судном добраться на родину. Лишь одному из них (второй погиб) удалось вернуться во Францию и опубликовать собранные материалы. В 1861 г. английский журнал «Таймс», со ссылкой на материалы Французского географического общества, опубликовал пространную статью о заливе Горнет и наброски береговой черты. На страницах журнала была сделана ссылка, что подобная информация приводится со слов некоего господина Поля Бортье по памяти, так как большая часть документов была утрачена во время возвращения. И, несмотря на столь солидный «послужной» перечень, не один раз открываемая бухта так и оставалась на протяжении длительного времени безымянной, словно дожидалась своего русского часа.
17 июня 1859 года (по старому стилю) пароходо-корвет «Америка», на борту которого находился генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, следовал к российским берегам из порта Хакодате, где находился с визитом доброй воли в составе кораблей Сибирской флотилии: корветов «Боярин», «Воевода», «Новик» и винтового транспорта «Манджур». Когда показалась земля, обогнули скалистый мыс (в настоящее время – мыс Поворотный) и вошли в воды неизвестного залива. Стоял густой туман, затруднявший видимость, моросил дождь. Корабль медленно прошел в глубь залива, держась на расстоянии двух миль от берега, недалеко от высокой горы (сопка Сестра) стали на якорь. Обозначенное пунктиром на карте место говорило о малой изученности района. В 4 часа утра 18 июня штурман Н.О. Красильников принял вахту у старшего офицера Я.Т. Астафьева, и именно им была сделана историческая запись в вахтенном журнале: «В 6 часов снялись с якоря и пошли к осмотру берега, заметили углубление и открыли бухту, имеющую положение от северо-востока на юго-запад около 3-х миль, шириной от 1,0 до 1,5 мили, глубины везде разные: от 5,0 до 4,0 сажен, грунт – ил с песком, на правом и левом берегу – два селения. По приказу Его Сиятельства эта бухта названа Находкой. Залив же стал носить имя одного из самых быстроходных судов Сибирской флотилии – Америка. Один из офицеров, предположительно мичман Николай Бенкович так описал открытую гавань: «Она оказалась совершенно закрытой холмистыми берегами, покрытыми густой травой и дубовым лесом. Нашему взору предстали несколько домиков, у берега – большая лодка и жители, смотревшие с любопытством на первое (?), зашедшее в эти воды европейское судно…». Далее в журнале следовала запись: «Выйдя из нее, взяли курс на юг в 7 часов утра». Пароходо-корвет «Америка» находился всего в 5,5 мили от бухты, которая впоследствии стала носить имя Врангеля, но из-за поднимающегося тумана ее просто не заметили. Командиром пароходо-корвета был капитан-лейтенант А.А. Болтин.
Согласно шканечному (вахтенному) журналу экипаж пароходо-корвета «Америка» состоял:
— Александр Болтин – командир 27 Флотского экипажа, капитан-лейтенант; Петр Овсянкин – старший офицер, лейтенант; Николай Бенкович – вахтенный начальник, мичман; Яков Астафьев – вахтенный начальник, подпоручик; Николай Красильников – вахтенный начальник, подпоручик; Владимир Невельской – вахтенный начальник, мичман; Николай Усов – вахтенный начальник, лейтенант, Василий Бабкин – начальник штаба, подполковник; Александр Лендел – флаг-офицер, лейтенант; Иван Хомяков – шкипер, прапорщик; Фома Картон (Нартон) – вольнонаемный механик;
— боцман – 1 чел.;
— урядники – 4(3-?) чел.;
— матросов – 31 чел.;
— машинная команда – 12 чел.;
— прочих – 3 чел.
С 5-го июля 1859 года названия бухты Находка и залива Америка начали упоминаться на морских географических картах. России несказанно повезло, что в те годы на берегах Тихого океана проходили службу люди с государственным мышлением, горячо любящие свою Родину и творящие во имя будущих поколений.
Юрий МЕРИНОВ
Окончание следует.

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.