Нам пишет Виктор Геннадьевич Р. из Находки:
«На днях мне позвонили из энергосбыта и сказали, что необходимо срочно поменять счетчик. Для оформления заявки надо продиктовать код из СМС-сообщения. Код действительно пришел, но говорить его я не стал, положил трубку. Показалось странным, что для вызова специалиста нужна такая сложная схема. Не мошенники ли это?».
Отвечают специалисты Дальневосточного ГУ Банка России:
Читатель поступил абсолютно верно: это действительно были мошенники. Чтобы взломать аккаунт человека на Госуслугах, они предлагают людям якобы установить или заменить счетчики. Сначала человеку звонят: собеседник представляется сотрудником энергосбыта, водоканала или какой-то другой организации и предлагает бесплатно заменить счетчики. Звонящий обращается по имени и отчеству, а также называет домашний адрес, что вызывает у людей доверие. Для оформления заявки собеседник просит продиктовать код из СМС-сообщения, и если человек это делает, мошенники получают доступ к его личному кабинету на сайте Госуслуг, а значит, к персональным данным. Полученные сведения аферисты могут использовать, к примеру, чтобы продать их на черном рынке или оформить на имя жертвы кредиты или займы.
Причем этот момент мошенники тоже могут обыгрывать в своих схемах. Известны случаи, когда, получив доступ к личному кабинету человека на Госуслугах, мошенники звонили ему уже от лица сотрудников Росфинмониторинга или силовых структур и сообщали, что, продиктовав код третьим лицам, тот дал преступникам доступ к своим персональным данным, и на него оформили кредит. Теперь, чтобы все отменить, человеку необходимо подать заявку на новый кредит в другом банке и перевести деньги на счет, указанный звонящим. В результате люди переводили мошенникам взятые в кредит деньги и оставались должны банку крупные суммы.
Чтобы не стать жертвой мошенников, не продолжайте разговор с теми, кто звонит с неизвестного номера и пытается узнать у вас какие-либо данные, особенно коды из СМС. Если незнакомый собеседник говорит о деньгах, скорее всего, это мошенник. Когда кто-то торопит и заставляет принять финансовое решение, нужно взять паузу и посоветоваться с близкими. Лучшее, что можно сделать в данной ситуации, — положить трубку.
Если мошенники все-таки взломали ваш аккаунт на Госуслугах, важно как можно быстрее восстановить к нему доступ и защитить учетную запись, следуя инструкции на сайте или обратившись лично в МФЦ. Есть вероятность, что вы успеете помешать развитию преступных планов.
Информация предоставлена Дальневосточным ГУ Банка России