Находка получила монографию

8 февраля — День российской науки

SONY DSCДекабрь минувшего года стал знаменателен для нашего города важным событием: в издательстве ВГУЭС вышла коллективная монография Находкинского филиала ВГУЭС «Находка как транспортный мегакомплекс: проблемы и перспективы устойчивого развития». В истории города это самая крупная научная публикация, посвященная Находке. Стоит особо отметить высокий уровень рецензентов этого труда — доктора экономических наук А. П. ЛАТКИНА, который является самым известным специалистом в экономике Дальнего Востока, а также доктора технических наук Э. З. ЯГУБОВА, признанного эксперта в сфере транспорта. Кому пришла идея и как создавался этот труд? На этот и другие вопросы отвечает ответственный редактор монографии, доктор географических наук, профессор Находкинского филиала ВГУЭС Юрий НАУМОВ.


SONY DSC— Юрий Анатольевич, из каких соображений Находка отнесена к разряду мегакомплексов?
— Скорее, не соображений, а аргументов. Как известно, слово «мега» греческое и означает большой, а комплекс – это некое сложное образование. Аргументов несколько. Во-первых, Находка сегодня занимает первое место на Дальнем Востоке по грузообороту (80 млн тонн в год) и второе место в стране (доля по региону 46,2%, по России – 11,4%). Во-вторых, здесь имеются четыре вида транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный, что подразумевает сложность их интегрирования и взаимодействия. И, в-третьих, универсальность города, о которой свидетельствует широкая номенклатура грузов, еще в большей степени подтверждает сложность и уникальность этого комплекса.

— Что побудило Вас и ваших коллег к написанию монографии и как зародилась эта идея?
— Мои размышления по этому поводу изложены в самом начале нашей книги. Находка относится к тем городам, в которых доминирующим фактором развития был и остается промышленный бизнес. Конкретное проявление он нашёл в транспортной системе. По мере своего развития из скромного и рядового портпункта Находка постепенно превратилась в самый крупный порт региона и один из крупнейших морских портов России. А если быть точнее — город стал мощным и сложным транспортным мегакомплексом.
Не умаляя этого достижения, в основе которого лежат поистине героические усилия не многих поколений на кратком историческом отрезке времени, мы обязаны видеть не только позитивные цифры статистики в грузообороте и налоговых поступлениях, но и негативные характеристики в социально-демографических показателях, неосуществлённых планах. Прежде всего это провал программы по созданию СЭЗ «Находка» и российско-корейского технопарка. Всё это в какой-то мере не замедлило отра-зиться на демографии города. Так, если в 1991 году его население достигало 193,4 тыс. человек, то к началу 2013 года оно снизилось до 158,8 тысячи, или вернулось к уровню 1980 года.
Эти цифры можно дополнить другими вызывающими тревогу данными — высоким уровнем заболеваемости и смертности населения, низкой рождаемостью и т.п., которые с достаточной подробностью приведены в соответствующих разделах. Всё это в совокупности не способствует устойчивому социально-экономическому и экологическому развитию города и делает актуальным изучение причин неудач и вероятных рисков в будущем.
Однако тревогу следует видеть не только в социально-демографических показателях. К примеру, можно назвать утвержденным на правительственном уровне такое важное стратегическое решение, как строительство в ближайшие годы моста с континента на Сахалин. Ждет своего воплощения в жизнь и транскорейская железнодорожная магистраль.
Экономические риски запуска этих проектов для Находки очевидны. Ибо они в ущерб нашему городу повернут на себя часть грузопотока. И причем немалую. А значит, нам уже сейчас необходимо прорабатывать планы адекватной диверсификации экономики города, то есть сделать её более разнообразной, разноотраслевой.

— Как это видится Вам?
— Наиболее обоснованно это можно будет сделать, если в методологическом плане придерживаться системного подхода. Его конкретное применение в данном случае заключается в том, что город рассматривается нами как сложная природно-антропогенная система (урбоэкосистема), в которой выделяется три типа основных функциональных организаций: производственный, властный и поселенческий. Установление взаимо-связей в этой триаде и будет предметом наших исследований. В то же время в каждой системе выделяется приоритетная компонента: в Находке это прежде всего транспортный мегакомплекс. Он определяет жизнь города в целом и является основным объектом наших исследований.
Авторы считают целью своей монографии поиск подходов и перспектив устойчивого развития Находки, и если говорить стратегически, то повышения качества жизни населения. Поэтому мы попытались выделить доминирующую группу природных и антропогенных факторов, которая определяет и будет определять развитие Находки. Такими факторами могут быть либо неожиданные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, либо тренды, то есть длительные, постепенно развивающиеся тенденции.

— Что, на Ваш взгляд, следует понимать под устойчивым развитием региона?
— Это долговременное развитие, рассчитанное на десятилетия, с сохранением высоких демографических, экономических, социальных и экологических качеств. И, как декларируется в «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», такое развитие будет осуществляться с учетом особенностей охраны природной среды для существующего населения и будущих поколений, а также обеспечения благоприятных условий социального и экономического развития общества.
Должен оговориться, что ещё в 2012 году, когда сама идея не откристаллизовалась в окончательную формулировку темы, я ставил перед собой более скромную задачу. С одной стороны, отразить в работе физико-географические условия формирования транспортного комплекса, с другой – его воздействие на природную среду. Но по мере того, как эта задумка все более тщательно прокручивалась в голове, решил, что её необходимо претворить в жизнь на более широком базисе собираемых материалов, то есть с освещением экономических и социальных аспектов.
Своими размышлениями поделился с директором нашего филиала Татьяной Григорьевной РИМСКОЙ и нашёл поддержку с её стороны. Моё предложение вынесли на заседание учёного совета, который одобрил тему работы. Позже был сформирован авторский коллектив из 13 сотрудников, который предложили возглавить мне. Далее пошла многоплановая и глубокая проработка большого массива информации. Её результат перед вами.

— Эти всего лишь два слова «глубокая проработка», кажется, содержат в себе большое таинство длительного и трудного творческого процесса. Приоткройте завесу?
— Ответ таится в выводах, которые после аналитической работы и обобщения мы привели в каждой главе книги. Часто говорят, что история нас ничему не учит. Опасаясь наступить второй раз на «грабли», постарались сделать акцент на этом во второй главе монографии, где обратили внимание на затягивание в решении возникших проблем и откат в процессе диверсификации промышленности.
В конце четвёртой главы, посвящённой экономическому развитию Находки, содержатся десять пунктов, не хватит газетной площади, чтобы привести их все. Рискую навлечь на себя критику, но все же приведу три самых симптоматичных пункта. Первое. Незавершенность мероприятий по координации функционирования портов препятствует ещё большему развитию грузоперевозок в организационном плане.
Второе. Самым слабым звеном в транспортном комплексе является автотранспорт. Здесь износ основных производственных фондов доходит до 70%, что говорит о большом среднем возрасте автомобилей и несовершенной структуре предприятий. И третье. Несмотря на то, что господствующие виды транспорта — морской и железнодорожный — прошли целый ряд реконструкций и модернизаций, эти процессы были чаще всего запоздалыми и не ориентированными на опережение.
Вынужден прибегнуть к такому же приёму и в пятой главе, дающей характеристику социального развития, где выделяются две тенденции: положительная и отрицательная. Из первых — отметим формирование значительного творческого потенциала в определенной части населения, своего рода «интеллектуального ядра». Из вторых выделим две: высокий уровень заболеваемости по некоторым видам болезней и неполнота в реализации ряда муниципальных программ.
В завершающей шестой главе монографии самым главным звеном являются практические рекомендации. Они сгруппированы в программной схеме предлагаемых решений задач для достижения целей по переходу на устойчивое развитие Находки. Вы, как и я, наверное, часто встречаете выступления, где абстрактно мусолится понятие «диверсификация».
Мы, наоборот, постарались наполнить главу конкретикой. Сюда входят изменение в структуре грузооборота наших портов, развитие рекреационно-туристических зон, марикультуры, прибрежного лова, береговой переработки гидробионтов, лёгкой и пищевой промышленности, дачных обществ, сферы функциональных продуктов питания.

— Юрий Анатольевич, кого может заинтересовать ваша книга и на кого она рассчитана?
— Рассчитана прежде всего на любо-знательных горожан и представителей органов власти. Кстати, в нашем авторском коллективе кроме меня, директора филиала ВГУЭС, к.и.н Т. РИМСКОЙ и депутата городской думы Находки А.ЗЕЛЕНИНА авторами книги являются старший преподаватель А.БЫКОВ, к.ф.н. Е. ВЛАСОВА, д.э.н. О. ВОЛИВОК, доцент О. ДМИТРУК, к.э.н. В. ЖОХОВА, к.э.н. И. ЗАЯРНАЯ, старший преподаватель М. КОВАЛЁВ, к.т.н. Е. КОВАЛЁВА, к.п.н. М. КОРОТКОВА, к.э.н. Л. ЛЕХТЯНСКАЯ.
Учитывая, что мы вступили в Год экологии, хотел бы процитировать слова великого русского географа В.В.ДОКУЧАЕВА, приведённые мною в качестве эпиграфа: «Только то прочно и устойчиво, что сделано в согласии с природой».

8 февраля в стране отметили
День науки.
Искренне поздравляЮ авторский
коллектив монографии и всех учёных
Находки с профессиональным праздником и желаю
новых творческих побед
и свершений на благо общества!
С уважением, Юрий НАУМОВ

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Даты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.