Национальные проекты: итоги действующих и планы на новые

В 2024 году в России завершается действие национальных проектов, старт которым был дан пять лет назад. Вместе с тем сейчас активно идёт формирование новых нацпроектов. О том, как национальные проекты реализуются в Приморском крае, – в интервью первого вице‑губернатора Приморского края, председателя Правительства региона Веры ЩЕРБИНА.

– Вера Георгиевна, в этом году завершают работу ныне действующие национальные проекты. Уходит целая эпоха. Какие ключевые итоги этой деятельности можно подвести?
– Национальные проекты – это мероприятия, которые, как известно, нацелены на улучшение качества жизни населения и финансируются они из бюджетов всех уровней – федерального, регионального, местного.
Сегодня мы реализуем в Приморье 13 национальных проектов. В общей сложности они оцениваются в 149 млрд рублей. Это та сумма, которую мы потратим до 1 января 2025 года на их реализацию.
Все знают, что национальные проекты – это строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, это дороги, комфортная городская среда, экология и так далее. И в связи с этим я хотела бы сказать о наших достижениях.
Всего построено, введено в эксплуатацию за время реализации нацпроектов 43 объекта. Только в этом году мы сдаём 21 объект.
Приморский край – лидер по национальному проекту «Жильё»: 4,5 млрд рублей потрачено на строительство жилья. Обустроено 586 общественных пространств на всей территории края, в том числе, и в сельских населённых пунктах.
Из крупных объектов можно назвать кёрлинг‑центр во Владивостоке – современнейшее спортивное сооружение для проведения международных, всероссийских и краевых соревнований; детский сад «Тигрёнок» в городе Артёме; большую амбулаторию в посёлке Заводском; новую школу и детский сад в Надеждинском районе. Ну, и конечно же, очень много объектов, которые капитально отремонтированы, обустроены, – их все перечислить невозможно.
– Из 13 национальных проектов давайте пройдёмся по основным. Один из самых резонансных – это «Безопасные и качественные дороги». Каковы итоги в этом направлении?
– Всё, что касается дорог, – это очень актуальная тема. Она всегда у нас, что называется, фонит. Отмечу ещё, что Приморье отличается своеобразным климатом, и природа, конечно, наносит урон нашим дорогам, мостам. И ничего с этим не поделаешь. Поэтому мы предусматриваем средства, как на восстановление, так и на строительство новых дорог.
За период реализации этого национального проекта отремонтировано 600 км дорог. Это по всей территории края, начиная от Владивостока и заканчивая отдельными населёнными пунктами. Я понимаю, что это далеко не всё, что хотелось бы сделать, потому что сеть дорог у нас очень большая, сам край протяженный, населенных пунктов много. Но тем не менее мы на эти цели ежегодно планируем порядка 20 млрд рублей. Этому направлению было уделено внимание и во время общественных обсуждений проекта краевого бюджета на ближайшие три года.
Из завершённых объектов хотелось бы отметить ремонт дороги Владивосток – Артём, по предложению населения – ремонт дороги к птицефабрике «Михайловская», также по запросу населения – ремонт дороги в Барабаше, где находится национальный парк «Земля леопарда», дороги Спасск‑Дальний – Варфоломеевка.
– В крае сейчас идёт строительство крупных туристических центров. Качественные дороги к ним – неотъемлемый момент туристической привлекательности региона. Что делается в этом плане?
– Очень много расходов мы понесли (и абсолютно обоснованно) на туристических маршрутах. Это как небольшие отрезки дорог, съезды к участкам к морю, так и магистральные дороги в Хасанском районе. Но нам ещё очень много предстоит сделать в части дорог, в том же Хасанском районе, в частности. И на это мы предусматриваем средства из бюджетов всех уровней.
Хотелось бы также сказать, что в рамках этого же нацпроекта по инициативе губернатора впервые были запланированы средства, как в региональном, так и в местных бюджетах на обустройство дворов и придомовых проездов. И таких дворов у нас достаточно много сделано.
– Но бывает и так, что дорога нормальная, а добраться из отдалённого села в тот же районный центр люди не могут: не на чем. Как решаются эти проблемы?
– Опять же в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» мы проводим большую работу по транспортному обслуживанию населения. Достаточно сказать, что уже куплено 77 новых автобусов. И эта работа продолжается, транспортные средства ещё будут приобретаться во все города и районы края. И опять же по инициативе губернатора мы впервые в этом году выделили субсидии органам местного самоуправления на обеспечение транспортного обслуживания населения на территориях. Это 560 млн рублей. И сейчас там, где есть жалобы, решаются вопросы, чтобы было постоянное транспортное сообщение с районными центрами.
– Национальный проект «Демография». Какие там есть результаты? Какие планы до конца года?
– Наверное, это один из самых сложных наших национальных проектов. Ведь демография – это не только численность жителей: это и поддержка семей, поддержка населения. Край предусматривает в бюджете 54 млрд рублей на социальное обслуживание, на выплаты, на льготы… А это очень солидная сумма.
Также мы сейчас готовим инициативу в федеральные органы власти, чтобы считать население не только по постоянной, но и по временной прописке.
– Как известно, история с национальными проектами в России продолжится: 1 января 2025 года стартуют новые. Вера Георгиевна, какие национальные проекты теперь будут работать в России?
– Сейчас активно идёт формирование новых национальных проектов на 2025–2030 годы. Пока окончательно говорить ещё рано, поскольку они ещё не утверждены в полном объёме. Предполагается, что их будет 18. Я бы назвала те, которые появятся уже с 2025 года. В первую очередь, это проекты социального блока, содержащие ключевые решения, направленные на улучшение жизни наших граждан: «Продолжительная и активная жизнь», «Инфраструктура для жизни», «Молодёжь и дети», проект «Семья» (вы знаете, что президент очень большое внимание уделяет поддержке и развитию института семьи).
Очень актуален национальный проект «Кадры», призванный решить вопросы кадрового голода в различных отраслях экономики.
Разрабатываются проекты «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Экологическое благополучие», «Эффективная и конкурентная экономика», «Средства производства и автоматизации», «Новые материалы и химия», «Современные технологии сбережения здоровья» и другие. Но, повторю, окончательная их формулировка будет позднее.
– Какие из новых нацпроектов будут функционировать в Приморском крае?
– Хочу отметить, что работа над формированием новых национальных проектов идёт совместно с регионами. Часть нацпроектов будут федеральными, будут касаться только федеральных органов власти. А мы в крае предполагаем, что войдём в реализацию 11 национальных проектов – там, где исполнять их будут регионы и муниципалитеты.
Подготовлено по материалам https://otvprim.tv.
Фото – Правительство Приморского края.

Запись опубликована в рубрике Новости Приморья. Добавьте в закладки постоянную ссылку.