Под таким названием в находкинской типографии «Полиграфия» вышло в свет очередное научно-популярное издание писателя Павла ШЕПЧУГОВА, продолжившее повествование об истории освоения Дальнего Востока. Книга основана на документах и дневниках участников тех далёких событий, что даёт возможность глубже и точнее познать сущность происходящего на нашей территории, оценить значимость вклада военных, первопроходцев, исследователей и политиков в развитие региона, поддержку царского правительства России в расширение границ на востоке. Напечатана книга тиражом 500 экземпляров в толстой обложке с редкими иллюстрациями.
Мы встретились с её автором, членом Союза российских писателей Павлом Шепчуговым и попросили его рассказать о проделанном труде.
— Павел Иванович, по освоению Дальнего Востока и Сибири написано немало книг, в том числе, и вами. Что побудило вернуться к этой теме?
— В Находке живу более 30 лет. Как Почётный житель города и писатель, на протяжении последних лет активно занимаюсь подготовкой и изданием книг по истории Приморского края, в частности, Находки, открывая читателям новые и не известные страницы. В разных издательствах у меня вышло уже более десятка книг о первопроходцах и выдающихся исследователях, в числе которых «Забытая Американка», «У истоков города Находка»… Издания посвящены генералу, дипломату и разведчику, графу Н.П. Игнатьеву, который добился подписания Пекинского договора в 1860 году, благодаря чему, территория Приморского края тогда вошла в состав России, учёному Владимиру Арсеньеву и другим выдающимся людям.
В очередной книге «Новая территория России» рассказывается о командующем морской эскадрой, вице-адмирале И.Ф. Лихачёве. В своё время его подразделение было направлено царём в помощь дипломату Николаю Игнатьеву, находившемуся тогда в Китае, для более успешного решения государственных задач в части разграничения границ между Китаем и Россией. Эскадра перевозила почту между странами, обследовала побережье Японского моря, где сегодня проживаем мы с вами, обеспечивала безопасность территории, участвовала в строительстве береговых укреплений, населённых пунктов, поддерживая международные отношения России, Японии и Китая.
Иван Лихачёв в своих дневниках описывает, каким образом и по чьему распоряжению был высажен военный десант в заливах Посьет и Америка, бухте Золотой Рог, как и с какой целью установлены военные посты, строились города и морские порты, велось снабжение населённых пунктов, проходили переговоры сторон. Он лично обследовал залив Америка и бухту Находка, побережья Приморской области, а в 1869 году на лодках поднялся в верховья реки Сучан, преодолев 40 километров, участвовал в строительстве и охране Владивостока.
— Безопасность границ и тогда была не из последних государственных задач?
— Конечно. Когда генерал Игнатьев в 1860 году подписал Пекинский договор, Лихачёву было дано задание обеспечить силами эскадры безопасность работы экспедиции по определению конкретных границ между Россией и Китаем, начиная от озера Ханка до побережья Японского моря. Пока этот процесс не закончился, командующий вместе с эскадрой находились здесь. Ведь фактически границы определили китайская и русская комиссии только в 1861 году. По завершению этой работы Лихачёву было присвоено звание адмирала, а в конце 1861 году он отбыл в Санкт-Петербург. Это выдающийся человек, который внёс огромный вклад в нашу историю. Года три назад в Москве, в Центральном военно-морском архиве, обнаружили дневниковые записи Лихачёва, где описаны события 1860-1861 годов, на основании которых и написана моя книга.
После окончания срока государственной службы Лихачёв уехал во Францию, прожил там некоторое время и умер. Его тело перевезли в Россию и похоронили в родовом имении. Он так и не обзавёлся семьёй, посвятив себя службе и политике. Был богатым человеком, оставив нашей стране огромную коллекцию предметов искусства, которую собирал весь его род. Об этом человеке очень мало сохранилось документов. Как-то в интернете я наткнулся только на один материал, в котором учительница школы, где Лихачёв когда-то учился, вместе со своей ученицей собрали материал о нём и разместили в соцсетях. Но там, в основном, была его автобиография. Герои моей книги много времени уделяли изучению не только залива Америка и бухты Находка, но и всего побережья Приморского краю, что отражено в дневниках Лихачёва, как участника тех событий. Его дневники опубликованы в Москве тиражом всего 300 экземпляров и мало, кому доступны для чтения.
— Дневники – история, которую трудно опровергнуть.
— Когда люди говорят об истории, то, зачастую, пользуются какими-то слухами, не проверенными материалами, догадками, фантазиями авторов книг, имеющими искажения. Мои же книги построены исключительно на архивных документах, отсюда имеют определённую ценность. Недавно партию в 100 экземпляров из своей библиотеки передал учреждениям культуры Находки, 400 экземпляров подарил библиотекам Владивостока, и готовлю ещё такую же партию для отдела комплектации управления культуры администрации Приморского края, куда уже войдёт и книга о Лихачёве. Как краеведческие издания, они, в основном, распространяются по библиотекам и общеобразовательным учреждениям.
— Где берёте документы для написания ваших книг?
— Тесно сотрудничаю с писателем и журналистом Игорем ШУМЕЙКО. Он наш земляк, но живёт в Москве. Некоторые документы по моей просьбе Игорь достал в архивах Санкт-Петербурга, к примеру, постановление царского правительства № 93 о создании в бухте Находка Сибирского удельного ведомства. Часть материалов получил, благодаря кандидату филологических наук из Владивостока Л. В. Александровской, которая написала несколько книг по краеведению. Она имела доступ ко многим архивам, была связана с американскими учёными, в соавторстве с которыми написала ещё одну замечательную книгу. Копии документов относительно Сибирского удельного ведомства в бухте Находка она любезно передала мне. Дневники Лихачёва прислали из Москвы.
— Вторая часть книги посвящена истории китобойного промысла. Расскажите об этом.
— На Дальнем Востоке его также вели в бухте Находка и заливе Восток. Отто Линдгольм, шкипер Гек, предприниматели Дыдымов, Кейзерлинг — были финнами, а Финляндия в то время входила в состав России. Свои китобойные флотилии у нас появились только после Октябрьской революции, в числе которых огромные плавбазы «Дальний Восток» и «Владивосток». Китов добывали до тех пор, пока не запретили их промысел Международной конвенцией.
В этом разделе использовал дневниковые записи находкинского китобоя Сергея СТЯЖКИНА, который живёт в городе по сей день. После окончания Дальморучилища в 1989 году он пришёл на китобойную базу «Дальний Восток» и отработал там почти два года, став живым свидетелем последних лет китобойного промысла. Он вёл дневники, в которых описывал районы и способы промысла, технологию разделки, трудности китобоев. Сергей Васильевич предоставил мне много разных фотографий, начиная от промысла до разделки китов. Такие дневники имеют историческую значимость и ценность. Родовой династии Стяжкиных, предки которой жили в 1860 году в посёлке Кяхте (Забайкалье), где началась первая торговля между Китаем и Россией, как раз и посвящена вся эта глава. Именно оттуда уходили русские дипломаты в Китай, в том числе, и представитель русского императора генерал Игнатьев.
— Павел Иванович, какие у вас дальнейшие творческие планы?
— В настоящее время работаю над книгой «История освоения Приморского края» с последовательным изложением основных событий, начиная с 17 века. В неё войдут неопубликованные ранее факты о первых племенах, населявших нашу территорию, описания отношений с манчжурами, образовании Манчжурского государства, которое простиралось до озера Ханка, размещены и карты границы племён. В своей будущей работе намерен использовать редкие документы и факты истоков зарождения Приморского края и жизни на побережье Японского моря. Когда глубоко «копаешь», много интересного находишь, особенно среди документов, которые ранее не публиковались.
В конце беседы хотелось поблагодарить Александра Васильевича МЕЛЬНИКОВА, директора находкинского издательству «Полиграфия», за тесное и плодотворное сотрудничество, благодаря которому издаются мои книги. Есть договорённость напечатать здесь и следующую книгу.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ