Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Нравственными идеалами становятся не литературные герои и известные в истории соотечественники, а эстрадные артисты, певцы, известные спортсмены, герои зарубежных боевиков. На мой взгляд, традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными» — западными: библейские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма;
уважение старших и результат совместного труда развитием творческой эгоистической личности;
целомудрие и самоограничение вседозволенностью
и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвованием, самоутверждением;
интерес к отечественной культуре интересом
к иностранным языкам и иностранным традициям.
В настоящее время воспитание в основном нацелено на формирование человека вовне: как Я буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура, внутреннее содержание личности чаще всего не воспитываются.
Таким образом, в современном обществе подчеркивается приоритет интеллектуального развития над нравственным, изменяется традиционный смысл понятий «духовность» и «нравственность».
Тем не менее государство озабочено данной проблемой. Так, к примеру, Находкинская епархия и городское методическое объединение учителей-преподавателей модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) города Находка и ежегодно организовывают образовательную поездку по храмам Приморского края. В этом году такая поездка состоялась накануне Дня учителя.
Педагоги Находки побывали в храме села Сергеевка (церковь Сергия Радонежского), в храмах г. Партизанска (Рождества Пресвятой Богородицы и Сретенский монастырь), во Владимиро-Александровском храме (Успения Пресвятой Богородицы).В Сергеевском храме иерей Роман КАПИТАНЮК, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Находкинской епархии, провел с педагогами беседу о базовых национальных ценностях, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.Батюшка Роман выразил свое мнение о содержании духовно-нравственного воспитания и образования в современном мире. По его мнению, это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению. Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений), таких как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Присутствующие педагоги выразили свою солидарность с отцом Романом, задавали вопросы, которые их больше всего волновали в преподавании модуля ОРКСЭ.
В конце образовательной поездки, когда настало время расставания, педагоги выразили искреннюю благодарность её организаторам: отцу Роману и методисту ИМЦ «Развитие» Нине БОБРИКОВОЙ. Такие мероприятия не только сближают единомышленников, но и дают практический опыт, который можно применить на уроках.
Раиса БАУКОВА, педагог СШ №19