Олег Кожемяко: «Для нас очень важно, что страна сохраняет курс на восток»

В большом интервью, которое губернатор Приморского края Олег Кожемяко дал ГТРК «Владивосток», он высказался о кадровых перестановках в правительстве России, затронул тему дорог и мостов в Приморье, сообщил о планах развития туристической отрасли, а также рассказал об укреплении сотрудничества с КНР.

— Олег Николаевич, сейчас одна из самых обсуждаемых тем в стране — это формирование нового правительства. Каких-то глобальных изменений, может, и не случилось, но тем не менее в правительстве есть новые люди, произошли ротации, для некоторых неожиданные. Между тем очевидно, что у вас налажены нормальные партнёрские отношения практически со всеми федеральными чиновниками. В связи с теми переменами, которые произошли в правительстве, что-то изменится для вас, для края?
— Многие министры, которые работали в прежнем правительстве, вновь приступили к исполнению своих обязанностей, что само по себе хорошо, так как это продолжение выбранного страной курса. Потому что перемены, приход нового руководителя, подбор команды — это всегда определенные сложности с вниканием в суть проблем. Главный лейтмотив, который был соблюден, — это сохранение экономической политики, сохранение военно-промышленного направления с усилением этой роли. Остался тот же социальный блок, что имеет большое значение в рамках тех задач, которые стоят перед социальной инфраструктурой, перед людьми, перед жителями, о чём говорил президент. Поэтому по всем тем направлениям, которые касаются развития страны в целом и Приморского края как одной из важнейших её составляющих в частности, — нас удовлетворяет и радует, что всё сохранено.
В целом я считаю, что правительство усилилось, оно понимает те задачи, которые стоят перед страной и в рамках проведения специальной военной операции, и в рамках развития экономики как необходимой составляющей для того, чтобы тыл мог обеспечивать нужды и потребности фронта: сильное правительство, способное выполнить задачи, которые поставил президент в своих национальных указах.

— Во время инаугурации в интервью журналистам телеканала «Россия» вы сказали, как для вас важно, что сохраняется курс на восток, курс на развитие дальневосточных регионов. В прошлом году Приморье подтвердило свой статус логистического центра страны. Это безусловно. Тенденция такая сохраняется? Вроде как говорят, что грузов в первой половине года стало меньше?
— Что касается импорта, то, может, грузов и стало меньше. По экспорту — нет. Мы увеличили объёмы перевозок по углю. За счёт этого, быть может, чуть-чуть сместилась ситуация в контейнерных перевозках. Потому что железнодорожные пути — они одни, и возможность проезда по ним железнодорожных пар, контейнеров или полувагонов остаётся неизменной. Хотя РЖД сейчас очень многое делает для модернизации отрасли. Строительство Смоляниновского тоннеля, этой большой железнодорожной развязки, дополнительных путей прибавит нам возможности в большей степени задействовать Находкинский портовый узел.
Что касается погранпереходов. Надеемся, что в этом году будет запущено Марково, будет запущен Пограничный. Полтавку мы уже запустили после наводнения, что тоже даст увеличение объёмов перевозок.
Пока в части налоговых поступлений мы не видим проседаний. Наоборот, идёт небольшой прирост налогов, и это говорит о стабильности работы. Мы видим это и по таможенным платежам. Просто произошло взаимозамещение грузов.

— Вы сказали про Полтавку. Запустили её, действительно. Но дорога в Октябрьском районе, которая ведёт к границе, оставляет желать лучшего. Как-то эта ситуация будет меняться?
— Это всегда сложный вопрос, особенно на подъездах к пограничным пунктам пропуска. Населённых пунктов у нас там, как правило, нет, отсюда и огромные затраты. Вместе с тем у нас уже подготовлена проектно-сметная документация. Если брать по всем погранпереходам, то это ни много ни мало почти 5 млрд рублей. Это большие деньги. Мы со своей стороны обращались в Минтранс. И думаем, что с формированием международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», продолжением строительства трассы на Находку потребность в хорошем ремонте этих дорог возрастёт. Я надеюсь, что мы получим на эти цели какое-то финансирование от министерства транспорта, что позволит нам, вложив и свои средства, привести эти дороги в нормативное состояние.

— Олег Николаевич, с наступлением лета дорожная тема выходит на первый план — больше автомобилей, больше автолюбителей. Мы видим, какие колоссальные изменения происходят на участке федеральной трассы Кипарисово — Раздольное, расположенном между двумя крупнейшими городами края Владивостоком и Уссурийском. А по другим краевым дорогам в этом году какие планы?
— Работы по асфальтированию разворачиваются. Но здесь наши подрядные организации испытывают трудности из-за перегруженности железной дороги в плане поставок битума. Тем не менее он начинает приходить.
В принципе мы знаем те направления, которые для нас являются из года в год больными темами и которые мы должны сделать. Это Михайловка — Турий Рог. Это Хасанское направление — в районе Краскино и те участки, которые были разрушены после строительства станции, восстановление там дорожного полотна. Это, конечно, Осиновка — Рудная Пристань. Помимо всего прочего есть ещё программы по развитию опорной сети, нацпроект «Безопасные качественные дороги». Только на те направления, которые я вам перечислил, будет выделено 7,3 млрд рублей — это 40 км дорог. Безусловно, не обойдётся без реконструкции и ремонта мостов. Там порядка семи-девяти мостов требуют реконструкции. Туда мы направляем 2,3 млрд рублей.
Не так давно мы были в Спасске, посмотрели на быстровозводимые мосты, которые там построены. Привлекает довольно быстрое их производство и монтаж. Будем запускать и эту тему, чтобы в год нам можно было менять и строить до двадцати мостов. У нас из 1600 мостов в крае 400 находятся в аварийном состоянии. Конечно, каждый мост из бетона, из опорных свай стоит дорого — 250-300 млн рублей, плюс сроки, мокрые процессы. Поэтому будем где-то использовать производство быстровозводимых мостов, которые выдерживают до 65 тонн.

— И ещё вопрос про лето. Приморский край однозначно ждёт большой наплыв туристов, гостей, в связи с этим мы всегда говорим о развитии туристической инфраструктуры. Но почему в таком туристически привлекательном регионе, как Приморский край, до сих пор нет министерства по туризму?
— Мы рассматривали этот вопрос. Но, думаю, дополнительно никаких министерств создавать не будем. Мы просто одно министерство немного трансформируем. Часть его перейдёт в министерство финансов, и на базе контролирующего министерства, куда войдёт и агентство по туризму, будет образовано министерство по туризму. Такие решения мы уже приняли, сейчас идут все необходимые процедуры. Потому что, действительно, работу в этом направлении нужно расширять.
Потребность в отдыхе и у жителей Приморского края, и у наших соседей-дальневосточников огромная. В связи с этим работают программы федеральные, и краевые программы мы сейчас пересматриваем, чтобы они были удобны для тех инвесторов, кто желает вложиться в туристическую отрасль. Это нужно для того, чтобы и муниципальные образования, и правительство края, и инвесторы понимали единые правила, которые позволят облегчить строительство стационарных мест для размещения туристов — не просто там какие-то будочки с вынесенными удобствами. А такие, чтобы они могли уже отвечать требованиям проведения круглогодичного отдыха, чтобы постоянно работали.
Сюда же можно отнести вопросы, связанные с налогами. Я обратился к главам муниципальных образований: если вы видите, что такие инвест-проекты у вас реализуются, тогда туристический бизнес «обеляется», а это имеет для территории большое значение. Как, например, в Хасанском районе. Там все те, кто принимает гостей, стоят на учёте. И видя это, край готов субсидировать вложения в инженерную инфраструктуру, субсидировать по федеральной программе (и такая же будет краевая) строительство модульных объектов, их модернизацию. Но власти на местах должны создать такие условия, чтобы инвесторам было выгодно вложиться в туризм. Для этого где-то можно уменьшить арендную плату, налоги на землю, снизить какие-то другие платежи. Тогда эта работа будет иметь смысл.

— Какие-то новые направления в сфере туризма планируется развивать в крае?
— Мы сейчас начинаем потихоньку рассматривать наши бальнеологические места и курорты, которые уже есть в Приморье. Создаём структуру, которая будет заниматься геологическим изучением недр, инертных и в том числе минеральных источников, состоянием их дебета. Ведь что такое туризм? Это и гастрономия, и природные красоты, и пляжи, и отдых у моря, это и бальнеология, которая пользуется у людей большой популярностью. И у нас для неё есть все условия. Есть различные виды источников — радоновые, нарзановые, есть грязи и на Океанской, и в Хасанском районе, да в общем-то везде, где раньше было море, где остались иловые выносы, где эта грязь соответствует всем медицинским показаниям и применима для лечения тех или иных болезней. Поэтому такое направление у нас тоже стоит в плане, и мы будем его развивать, чтобы оно привлекало наших гостей, но в первую очередь было направлено на реабилитацию приморцев.

— Недели не проходит, чтобы вы не встретились с кем-то из представителей иностранной делегации, либо члены регионального правительства ведут переговоры с китайской стороной, с КНДР. Только что завершилась харбинская международная торгово-экономическая ярмарка ЭКСПО-2024. Как широко там было представлено Приморье?
— Хочу отметить, что первым гостем павильона Приморского края на ЭКСПО-2024 стал Президент России Владимир Путин. В выставочном пространстве Приморья на ЭКСПО-2024 были представлены товары 17 местных брендов. Это производители рыбной продукции, меда, биологически активных добавок из гидробионтов и дикоросов и другие. Эти направления обладают большим экспортным потенциалом, а приморский бизнес активно развивает и предлагает их нашим соседям.
Мы также представили китайским компаниям экономический и инвестиционный потенциал края, предложили потенциальным инвесторам рассмотреть возможность участия в проектах по развитию портовой, логистической и дорожной инфраструктуры, жилищного строительства, сельского хозяйства, индустрии гостеприимства и туризма, а также созданию высокотехнологичных производств.
Что в целом касается международных отношений — круг нашего общения сейчас довольно ограничен. Это прежде всего наши ближайшие соседи, КНР и КНДР, и Республика Беларусь. Вот в этом треугольнике мы и работаем. Всех нас связывают хорошие дружеские отношения, которые мы развиваем с каждым годом всё больше и больше.

Подготовлено по материалам ГТРК «Владивосток» (https://vestiprim.ru).

Запись опубликована в рубрике Главное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.