Приморский край исторически формировался как многонациональный регион. Переселенцы из разных губерний России привносили в этнику Приморья частичку своей Родины: традиции, обряды, ремесла.
Среди них оказались и переселенцы из Финляндии. Истории и судьбы тех, кто в XIX веке составил первое население Южно-Уссурийского края, являются предметом изучения. Появление первых материалов о финской фактории в Находке произошло благодаря замечательному исследователю Ларисе Александровской, посвятившей часть своей жизни изучению этой темы.
В 1990 году Лариса Витальевна нашла статью «Сибирское удельное ведомство, образованное в Находке». С этого началось ее исследование: сначала в Томском архиве, затем в Петербурге, где были обнаружены многочисленные документы Сибирского удельного ведомства. Работа Ларисы Александровской вылилась в несколько книг, посвященных финским переселенцам в Находке. Обратимся к основным событиям создания финской фактории.
Весной 1866 года бухту Находка впервые посетил Гаральд Васильевич Фуругельм, коллежский асессор, в качестве руководителя экспедиции. Цель экспедиции — обследование территории и выбор наиболее удобного места для будущего поселения, а также предварительное определение границ и его основной деятельности.
Уже в начале марта 1867 года Фуругельм представил отчет о проделанной работе в Департамент уделов, и через три месяца предложенный им план колонизации юга Дальнего Востока был одобрен. 3 июня 1867 года границы территории будущего Сибирского удельного ведомства были утверждены. Это были земли между реками Сучан и Суйфун до водораздела. Позднее, к июню 1868 года, территория была расширена за счет прилегающих островов. Управляющим Сибирскими удельными землями был назначен Г.В. Фуругельм.
В штат удельного ведомства вошли: землемер, коллежский советник Иван Степанович Шишкин, фельдшер, коллежский регистратор Моисей Иванович Иванов, бухгалтер и секретарь, коллежский советник Николай Алексеевич Крюков. Должность лекаря в новообразованной фактории занял выпускник Петербургской медико-хирургической академии Александр Иванович Кунце.
Во второй половине XIX века проводилась активная политика привлечения на территорию фактории переселенцев. Согласно приказу от 11 марта 1868 г. колонисты, решившие поселиться в бухте Находка, получали выгодные льготы: до 50 десятин земли, 24-летнее освобождение от внесения оброка, отсрочку от рекрутской повинности и государственных податей.
Первая группа колонистов из города Або прибыла на шхуне «Находка» 30 апреля 1869 г. Одновременно с переселенцами из Або отправилась еще одна группа – из города Гельсингфорс. Руководство ею взял на себя шкипер Фридольф Гек.
Согласно архивным данным, в 1867 году на территории удельных Сибирских земель численность населения составляла 391 человек. В это число, кроме жителей ближайших к бухте Находка сел и военных постов, вошли также коренные народности, корейцы и китайцы.
Землемер Шишкин подготовил план будущей фактории. Два приусадебных хозяйства расположились в устье реки Сучан, два других – напротив деревень Владимировка и Александровка. Между устьем Сучана и факторией также была основана ферма. Эти поселения, местоположение фактории, китайские и корейские фанзы, довольно точно отражены в отчетной карте по производству межевых работ землемера Шишкина за 1869 год.
По прибытии в конце августа 1869 года группа из Гельсингфорса во главе с Гаральдом Фуругельмом приняла решение остановиться в заливе Стрелок. Для этого было много предпосылок: уже имеющиеся в бухте Гайдамак строения, оставшиеся от маньчжуров, плодородная земля, наличие рядом ручьев с пресной водой. Кроме того, рядом был обнаружен выход угля, решающий проблему отопления. Рыбу ловили на берегу, а на охоту отправлялись на остров Путятин.
Отто Васильевич Линдгольм, пионер китобойного промысла на Дальнем Востоке, будучи знаком с Гаральдом Фуругельмом, не раз посещал бухту Находка, где впоследствии построил дачу. В дальнейшем мыс, на котором располагалась дача, назвали в честь Отто Васильевича.
Фактория активно развивалась. В октябре 1870 г. все поселенцы были размещены по квартирам, построена лесопилка. Крестьяне, поселившиеся на Сучане, получили неплохой урожай.
В заливе Стрелок всё складывалось не так хорошо. С наступлением весны сбежали нанятые Геком корейские работники. Большая же часть селения ушла на китобойный промысел. Теперь все тяготы сельскохозяйственных работ легли на оставшихся в бухте поселенцев. Несмотря на все старания, урожай получился достаточно скудным. Китобойный сезон также оказался неудачным. Чтобы сделать хоть какие-то запасы на зиму, Фридольф Гек организовал рыбалку с ботов в заливе. Поселенцы выходили на охоту и собирали дикоросы.
В бухте Находка ситуация складывалась более благоприятно. Работали кузница и мельница, построены магазины и склады. В планах управляющего было открыть золотые прииски на острове Аскольд, наладить торговые отношения с близлежащими странами. Несмотря на неплохое состояние дел в бухте Находка, многих целей достичь не получалось. Хороший урожай, получаемый с местных полей, был почти полностью поглощен самой факторией, на продажу уже ничего не оставалось.
И всё-таки местные леса, богатые дикоросами, море и реки, полные рыбы, позволили поселенцам без особых сложностей пережить зиму. Новые трудности возникли с крушением шхун «Каролина» и «Находка», в результате чего фактория потеряла морскую связь с миром. Один раз в месяц колонисты ходили на лыжах во Владивосток за почтой, тратя на переход неделю только в одном направлении.
Но настоящим ударом для будущего фактории стала скоропостижная смерть управляющего Г. Фуругельма 30 апреля 1971 года. Годом ранее не стало у фактории и другого ее покровителя, в лице старшего брата управляющего Ивана Васильевича Фуругельма, военного губернатора Приморской области — он был переведен на другую службу на Балтику. Все эти факторы, сложившись вместе, оказали фатальное воздействие на поселение. К весне 1871 г. фактория находилась на грани банкротства. В конечном итоге Петербург, не видя возможности управлять факторией из столицы, выдал распоряжение на её закрытие. В течение 1871-1873 гг. происходила опись имущества. К 1877 г. на берегах залива Америка никого из финских переселенцев не осталось.
Изучение истории фактории и судеб переселенцев из Финляндии продолжилось и на современном этапе. В 2017 году международный исследовательский проект Музейно-выставочного центра г. Находка «Жизнь финнов на юге Дальнего Востока: истории и судьбы» был поддержан Министерством культуры Российской Федерации, что позволило сотрудникам музея Марине Нургалиевой, и Елене Агафоновой провести исследования в архивах России и Финляндии.
Один из партнеров проекта — Национальный архив Финляндии — передал копии документов, среди которых расписка Фридольфа Гека в получении от статс-секретариата 5 000 марок для использования на нужды финских колонистов в Приморье от 3 сентября 1868 г., а также документ о переводе на службу по Удельному ведомству коллежского ассесора Гаральда Фуругельма от 1868 года.
В одной из книг библиотеки Национального архива Финляндии были найдены описания путешествия на Дальний Восток Гаральда Фуругельма на шведском языке и его фотография, сделанная еще до переселения в Находку. И это стало настоящим открытием, так как ранее музей не располагал ни одной портретной фотографией Гаральда Фуругельма.
Еще одно его фото хранится в Шведском литературном обществе в Финляндии /г. Хельсинки/. В филиале Национального Архива Финляндии в Турку ожидали новые открытия: в книгах Кафедрального собора были записаны фамилии переселенцев в Находку с окрестных поселений рядом с Або. Был обнаружен интересный факт – каждый переселенец сначала получал разрешение церкви и лишь потом властей.
На встрече с потомками Гека выяснилось, что Фридольф Гек неплохо рисовал и отправлял свои графические наброски вместе с письмами и подарками из Амурского края своей сестре Сельме в Финляндию, с надеждой на скорую встречу. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с российскими и финскими партнерами в открытии новых фактов истории фактории «Находка».
Несмотря на развал Сибирского удельного управления, нельзя сказать, что первый опыт морского переселения на Дальний Восток был полностью неудачен. В будущем морской путь на Дальний Восток неоднократно и с успехом использовался для перевозки поселенцев на новое место жительства. С 1884 по 1891 гг. в край за собственный счет прибыло 1597 семей (9753 чел. обоего пола). Так что проект Гаральда Васильевича не был забыт и стал еще одним ключевым пунктом в истории нашего города и всего Дальнего Востока.
Елена АГАФОНОВА, заместитель директора МВЦ
На снимке: Сотрудники Музейно-выставочного центра г. Находки М. Нургалиева и Е. Агафонова (слева направо) с потомками Фридольфа Гека. г. Хельсинки, Финляндия, 2018 г.