…Аркадий Викторович ГАРНИО в Нижнем Новгороде считается человеком-легендой, некоторые его называют «атомным генералом», но мало кто знает, что свою службу на подводном флоте он начинал в Находке.
Читая как-то одну из книг, посвященных истории Российского флота, я встретил такую запись: «На подводной лодке М-6 шестого отдельного дивизиона в бухте Находка служил Аркадий ГАРНИО, позднее ставший командиром соединения атомных подводных лодок Тихоокеанского флота в звании контр-адмирала».
Первое, что мне бросилось в глаза, – фамилия ГАРНИО. Мне показалось, что это что-то испанское, но позже выяснилось, что это потомок француза. По семейной легенде, гвардеец наполеоновской армии Д. Анрио в 1812 году попал в плен и остался в России. Россияне по своему усмотрению переделали фамилию в ГАРНИО.
Мы долго искали легендарного человека, нашли с помощью Совета ветеранов Нижнего Новгорода. Оказалось, Аркадий Викторович жив, здоров, ведет активную патриотическую работу в городе. Созвонились с ним, поздравили с праздником и со 110-летием образования подводного флота на Тихом океане, в славную историю которого есть и его вклад.
Родился ГАРНИО 24 июня 1925 года в Ленинграде. В 1932 году в связи с переводом отца переезжает в Воронеж. Здесь в 1941 году заканчивает девять классов. Начинается Великая Отечественная война. Подросток устраивается на радиозавод, который с подходом немцев к Воронежу эвакуируется в Новосибирск. В мае 1943 года добровольно записывается в Военно-морской флот, но вместо флота его направляют в училище противовоздушной обороны в город Иваново. В октябре 1943 года при содействии отца и его друзей его переводят в ТОВВМУ во Владивосток на подготовительные курсы, а через год, в с сентябре 1944 года, зачисляют на первый курс.
В 1945 году курсант ТОВВМУ Аркадий ГАРНИО проходит практику на мониторе «Ленинец» в Амурской военной флотилии. В её составе участвует в боевых действиях по высадке десантов и уничтожению японских гарнизонов вдоль берегов притока Амура реки Сунгари. Флотилия с боями дошла до города Харбина. В одном из боев курсант заменил погибшего от огня японского снайпера наводчика орудия. За участие в боевых действиях был награжден медалью «За победу над Японией».
По окончании войны продолжилась учеба в ТОВВМУ. В ноябре 1948 года лейтенант ГАРНИО А.В. и еще пять молодых лейтенантов получили назначение в Находку в шестой отдельный дивизион подводных лодок. Здесь он назначается помощником командира, командиром БЧ-2 и БЧ-3 и командиром химической службы на подводную лодку М-6.
Во второй половине 1949 года он назначается командиром БЧ-2, БЧ-3 на подводную лодку С-52, пришедшую Северным морским путем из Заполярья во Владивосток. В ноябре 1949 года С-52 перебазируется в Порт-Артур, а 1954 году она передается в Китай. ГАРНИО возвращается во Владивосток и с июня 1954 года служит помощником командира подводной лодки Щ-162. В этом же году — курсы усовершенствования офицерского состава в Ленинграде. По окончании учебы получает назначение на подводную лодку типа Л («Ленинец») старшим помощником командира.
С 1956 года капитан-лейтенант ГАРНИО А.В. начал командирскую службу. Сбылась его давняя мечта получить и носить знак «лодочка», который выдавался только командирам после отработки и сдачи боевых задач. В августе 1957 года направлен на специальные курсы офицерского состава (СКОС) в Ленинград. В этом же году дал согласие служить на атомных подводных лодках.
С сентября 1958 года – командир атомной подводной лодки. Формируется экипаж, и он вместе с ним отправляется в Обнинск, где в специально образованной части экипаж проходит обучение обслуживания и использования подводного атомохода.
В октябре 1959 года в Комсомольске-на-Амуре производится спуск на воду атомного подводного ракетоносца. Спуск для секретности, по словам ГАРНИО, проводится в два часа ночи. Лодка была поставлена в док и в нем выведена по Амуру в Татарский пролив, где она вышла из дока на чистую воду.
Разогрев реактора производился под непосредственным руководством академика Александрова при участии шести старших лейтенантов, успешно сдавших экзамен и безошибочно ответивших на 200 вопросов. Вывод реакторов на проектные параметры (мощность двух Чернобылей) прошел успешно, и лодка свои ходом под командованием капитана второго ранга пошла в бухту Павловского. Здесь с октября 1959 года до апреля 1960 года на сдаточной базе бухты Павловского проходила достройка лодки. В августе 1960 года ракетная подводная лодка К-59 принята в строй кораблей ВМФ СССР.
В конце 1960 года и начале 1961 года лодка давала курсы боевой подготовки для экипажей атомных подводных лодок. К этому времени подошла вторая атомная подводная лодка, которой командовал Виктор Григорьевич БЕЛАШОВ.
В мае 1962 года подводная лодка К-59 начала готовиться к автономному плаванию. Маршрут — Уссурийский залив-Амурский залив, вдоль берегов Кореи до Корейского пролива, вдоль западных берегов Японии до острова Сахалин, через пролив Лаперуза в Охотское море, обход Охотского моря вдоль Курильских островов, Камчатки против часовой стрелки, затем выход через первый Курильский пролив в Тихий океан, проход вдоль Курильских островов и берегов Японии до меридиана порта Иокогама (Япония), возвращение обратно до входа в бухту Авача.
Здесь лодка всплыла и зашла в Петропавловск-Камчатский в Авачинскую бухту, где планировалось строительство новой базы. Через сутки лодка вышла из Авачи, «нырнула», прошла через первый Курильский пролив вдоль берегов Курильских островов, через пролив Лаперуза вышла в Японское море на полигон, где произвела пуски ракет П-5 и «вынырнула» у родного Павловского. Весь поход проходил под водой на глубине от 30 до 80 метров.
За этот поход Аркадий Викторович был представлен к званию Героя Советского Союза, но кто-то на это наложил вето. Командир подводной лодки и командир БЧ-5 капитан второго ранга Аркадий ГАРНИО и Виктор НИКИТИН получили ордена Ленина, старший помощник Борис Багдасарян – орден Красной Звезды, а командир электротехнического дивизиона – медаль «За боевые заслуги».
После похода ГАРНИО командируется на Северный флот, где к этому времени было уже 10 атомоходов. Но в январе 1963 года он возвращается обратно и назначается (в 37 лет!) заместителем командира дивизии атомных подводных лодок, а с 1966 года – командиром соединения атомных подводных лодок в Авачинской бухте. В 42 года ему присваивается звание контр-адмирала (самый молодой контр-адмирал Тихоокеанского флота).
В своих воспоминаниях А.В. ГАРНИО описывает некоторые моменты службы в далеких 70-х годах. В то время Тихоокеанский флот противостоял Шестому флоту США. Однажды ему было дано задание «сбить спесь с заносчивых янки», показать, кто в Тихом океане хозяин. Надо было, минуя корабли охранения, всплыть вблизи крупнейшего американского авианосца «Энтерпрайз», поднять флаг ВМФ СССР, а потом снова уйти на глубину. Сказано – сделано! «Эффект превзошел все ожидания. Все засуетились на авианосце, уже хотели самолеты поднимать, но мы вовремя погрузились и ушли от преследования. У нас всегда было чувство превосходства над потенциальным противником» – сказал Аркадий Викторович.
Пять раз встречался контр-адмирал ГАРНИО в Тихом океане с атомоходами США, три раза он первым обнаруживал американцев.
В конце 1971 года в Феодосии во время отпуска у ГАРНИО А.В. обнаруживают лейкоцитоз. Возникает необходимость уйти с лодок. Начал поиск работы на берегу и получил различные предложения.
С 1972 года он командир бригады строящихся подводных лодок в Нижнем Новгороде.
23 года прослужил ГАРНИО на подводных лодках и еще 12 лет командовал 104-й бригадой, где готовил экипажи атомных субмарин, вкладывая в обучение весь свой богатейший опыт подводника. За дальние походы к ордену Ленина добавилось два ордена Красного Знамени и 17 медалей. В 1984 году он был уволен со службы по возрасту и пошел работать капитаном-наставником в Волжское пароходство.
В 1990 году выйдя на пенсию, Аркадий Викторович продолжает активную общественную работу, написал две книги о своей службе – «От восточных до северных морей» и «Путь длиною в жизнь».