8 июля исполнилось 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В тындинском драмтеатре «Гилюй» по этому случаю состоялось торжественное собрание с церемонией награждения бывших строителей – передовиков производства БАМа. Сюда собрались не только эксплуатационники и строители великой магистрали из разных уголков России и многих стран мира, но и высокие почётные гости: президент России Владимир ПУТИН, министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ, президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН и начальник ДВЖД Михаил ЗАИЧЕНКО. Как непосредственный участник строительства БАМа на эту историческую встречу был приглашён и находкинец Владимир СУХАНОВ.
Рельсы упрямо режут тайгу
Мы встретились с Владимиром Георгиевичем накануне его поездки в Тынду и попытались вспомнить некоторые основные вехи великой стройки. Первые изыскательские работы на восточном участке БАМа начались ещё в 1926 году. Их вел отдельный корпус железнодорожных войск Красной Армии. Именно в это время будущая дорога впервые была названа Байкало-Амурской. Поначалу строительством занимались железнодорожники. Но уже на первых порах БАМ столкнулся с острой нехваткой рабочих рук. Из необходимых 25 тысяч человек удалось привлечь всего две с половиной тысячи. В эти суровые края пришлось направить армию заключённых. Сформировали БАМЛАГ, силами которого поэтапно сдавались в эксплуатацию звенья будущей великой железной дороги. И всё же работы шли не такими темпами, как хотелось. А с началом войны они и вовсе сошли на нет.
Настоящее «воскрешение» произошло в июле 1974 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о возобновлении строительства БАМа. Была создана постоянно действующая комиссия Совета Министров СССР, которая взяла стройку под личный контроль. Основным «двигателем» тогда стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. На XVII съезде ВЛКСМ Байкало-Амурская магистраль объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. БАМ стал «путевкой в жизнь» и «испытанием характера» для многих молодых людей, прибывших туда буквально со всех концов нашей необъятной Родины. Строительство растянулось на десятки лет. Уникальная трасса БАМ пересекает 11 крупных рек, имеет 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, 14 областей, 90 городов и восемь часовых поясов.
Веселей, ребята, выпало нам…
…Строить путь железный, а короче – БАМ. Эти слова популярной в то время песни приглашали на великое дело всех, кто любит романтику. Они не оставили равнодушным и Владимира СУХАНОВА из Амурской области. После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта по распределению он уехал на Сахалин. На станции Холмск начинал составителем поездов, работал маневровым диспетчером, заместителем начальника станции Южно-Сахалинск. А когда в 1977 году сдали в эксплуатацию участок БАМа от станции Сковородино до Тынды, начали набирать на работу эксплуатационников. Одним из первых на этот призыв отозвался и Владимир СУХАНОВ. Молодой, энергичный, легко бросив обжитые края, с удовольствием поехал в тайгу за романтикой.
Я только что прошёл все инстанции согласования на новую должность заместителя начальника станции, и вдруг неожиданно для всех принимаю решение ехать на строительство БАМа, — рассказывает директор находкинской компании ООО «Магистраль СВ» Владимир СУХАНОВ. — Отпускать не хотели, начали на меня давить: таскали по парткомам, партбюро… Но воспрепятствовать не смогли, потому что было постановление правительства СССР, чтобы эксплуатационников железной дороги отпускали на ударную стройку беспрепятственно.
Так, в декабре 1977 года в неполные 27 лет Владимир СУХАНОВ вместе с женой и четырёхлетним сыном Сергеем оставили Сахалин и перебрались в Сибирь.
— Выехали с острова в начале декабря. Я был одет в лёгкое пальтишко, ботиночки… В Тынде стоял 55-градусный мороз. Учитывая мой опыт, меня назначили заместителем начальника станции Тында, владения которой растянулись на сотни пустынных километров. Выдали унты, полушубок, меховую шапку… Унты от мороза дубели и с трудом сгибались. Вот это, думаю, занесло меня в глушь к белым медведям. Но отступать назад не в моих правилах. С головой погрузился в работу, и на подобные рассуждения уже не оставалось времени. Жилищный вопрос решался быстро. Нашей семье предоставили двух-, а через некоторое время и трёхкомнатную квартиру, — вспоминает Владимир Георгиевич.
Львиная доля грузов на станцию приходила в адрес строителей, в том числе сложные железобетонные фермы с Находкинского завода железобетонных конструкций. Потом стал поступать транзитный лес, а в октябре 1978-го на станцию прибыл первый эшелон угля с Нерюнгринского разреза, что стало новым поворотом в её деятельности. За пять лет количество поездов увеличилось в пять раз. Нарастал и поток пассажиров. Первый поезд между Тындой и Сковородино проследовал в июле 1977-го. Сегодня со станции Тында оправляется уже несколько пар поездов, включая скорый, следованием до Москвы.
Вскоре у молодой четы СУХАНОВЫХ родился второй сын – Александр. А следом произошло и другое приятное событие: в 33 года Владимира Георгиевича утвердили в должности начальника станции. Ответственности и забот заметно прибавилось, в подчинении было уже 300 с лишним человек. Каждый день начальник уезжал на работу в шесть утра, а возвращался домой, когда дети уже спали. Ни выходных, ни праздников… Грузы шли нескончаемым потоком, и станция порой просто «захлёбывалась». Временами здесь скапливалось до 200 невыгруженных вагонов. Некоторых грузополучателей железнодорожникам приходилось разыскивать с помощью телеграмм по полтора-два месяца. В целом Владимир СУХАНОВ отработал на строительстве БАМа 13 лет.
Оглядываясь назад, нисколько не жалею о том, что такой значительный отрезок своей жизни посвятил этой стройке, — говорит собеседник. — Она многому научила меня в плане оперативности, работоспособности, производственной дисциплины и жизненного опыта. Там обрёл многих друзей, с которыми переписываюсь до сих пор. Одни живут в России, другие – в США, Израиле… А какие это чудесные края! Лето короткое, но знойное, длится примерно с середины июня до середины августа. На Сахалине растительность богаче, здесь скуднее. Тем не менее на даче успевали созреть картофель и капуста, а помидоры и огурцы высаживали в теплицах. Вёдрами собирали в тайге бруснику, голубику, морошку и делали зимой из них прекрасные морсы. Там полно грибов: белые, маслята, грузди… Много разной дичи, рыбы и, конечно же, больших комаров в «тельняшках».
Работать В. СУХАНОВУ в составе молодёжного коллектива было легко и весело, ведь основная масса строителей — не старше 40 лет. Несмотря на тяжёлый рабочий день, вечером находились силы сходить в местный ДК на танцы или на просмотр фильма. Нередко с концертами сюда приезжали известные артисты — Иосиф КОБЗОН, Майн РИД… Особенно ему запомнились гастроли эстрадной певицы Валентины ТОЛКУНОВОЙ. Зимой в тех краях невозможно найти никаких живых цветов. Владимир Георгиевич в этот день возвращался из рабочей командировки домой, и жена сообщила, что вечером выступает знаменитая уже тогда певица. По дороге купил большой букет гвоздик, на концерте дал их сынишке, и тот преподнёс певице. От восторга она подхватила ребёнка вместе с букетом на руки и прижала к себе, а весь зал долго и бурно рукоплескал ей.
Трудовой коллектив, который возглавлял Владимир СУХАНОВ, неоднократно становился победителем соцсоревнований и завоёвывал переходящее Красное знамя Тындинского горкома партии. При очередной трудовой победе в 1984 году Владимир Георгиевич по истечении срока не сдал полотнище в горком, а решил оставить себе на память, за что схлопотал строгий выговор по партийной линии. За добросовестную работу СУХАНОВ не раз удостаивался звания «Ударник комтруда на железнодорожном транспорте», «Отличный перевозчик», за строительство БАМа имеет медаль, благодаря которой получил звание «Ветеран труда». Однажды ему пришла в голову светлая рационализаторская мысль: предложил схему, благодаря которой в вагоне можно было перевозить груза в два раза больше. Патентная комиссия проверила всемирную базу и установила, что подобного открытия в мире не существует. Схема была запатентована и внедрена в производство, принеся хороший экономический эффект.
— В конце 80-х годов в центральной прессе начали появляться публикации, авторы которых ставили под сомнение значение великой стройки, и внимание к ней со стороны государства начало заметно снижаться, — рассказывает собеседник. — Многие бамовцы в то время бросили свои рабочие места и уехали кто куда. Из 80 тысяч населения Тынды осталось ровно половина. В начале 1990-х покинула эти места и наша семья.
Я подумал: если и вернут былую славу БАМу, то не раньше, чем через 20 лет. Так оно и произошло. Конечно, не всё было понятно мне в политике тогдашнего руководства страны, ведь вдоль трассы располагаются богатые залежи природных ресурсов. Только Эльгинское месторождение содержит около 10 млрд тонн каменного угля, Удоканское находится на втором месте в мире по объёмам залежей меди. А уникальное Чаринское месторождение урана? А неосвоенные залежи железа? Разве всё это лишнее для нашей экономики? А сколько средств и сил потрачено на стройку века? Но выбора у людей не оставалось. Так я приехал в Приморье. По приглашению прежнего начальника Владивостокского отделения ДВЖД Валерия ТАРАБАРОВА стал работать в Находке. С тех пор прошло 22 года. За это время у меня родилось десять внуков и один правнук.
Музей – напоминание о БАМе
В одном из помещений нынешнего офиса Владимир Георгиевич создал музей, экспонаты для которого в течение многих лет собирал своими руками. Здесь хранится полтора десятка фонарей, которыми в разные времена дежурные по станции подавали машинистам поездов сигналы, нашли место статуэтки всех русских царей, коллекция нагрудных значков железнодорожников, каких нет даже в музейном фонде управления ДВЖД. В своё время за них хранителю пришлось выложить немалую сумму денег. Всё это напоминает о лучших годах, которые СУХАНОВ провёл на БАМе. Здесь можно найти и другие интересные вещи. Например, железнодорожные весы, изготовленные в США в 1902 году, с биркой станции Уссурийск 1937 года. Или кусок рельса, датированный 1878 годом, который был изготовлен на Демидовском заводе из высококачественной стали. Часть рельсы Владимир Георгиевич оставил в своём музее, другую передал в музейный фонд управления ДВЖД, и она оказалась самой возрастной его реликвией.
А нашли её случайно на одном из пунктов приёма металлолома. С тех пор у СУХАНОВА особая договорённость с хозяевами приёмных пунктов Находки и Партизанского района, чтобы они о подобных вещах сообщали ему немедленно. Кстати, за безвозмездную передачу коллекции раритетных экспонатов в музейный фонд управления ДВЖД СУХАНОВ имеет благодарственное письмо от главного инженера дороги Владимира КРАПИВНОГО. А в музей приходят люди, чтобы удивляться и узнавать что-то новое для себя.