Полвека за рулём

Водителей автобусного парка, у которых за спиной полста лет стажа за баранкой – можно пересчитать по пальцам. Один из них – водитель-наставник Александр СТРИЖАК.

Родился и вырос в Находке. Семья проживала в одном из домов барачного типа в районе железнодорожной станции Находка. После школы поступил учиться в Хабаровское профтехучилище по специальности элетромонтажник. По окончании немного поработал на строительстве КПД-80. Перед армией по направлению от военкомата окончил курсы водителей в ДОСААФ и ещё несколько месяцев отработал в Находкинском рыбном порту водителем на ГАЗ-53 по снабжению Камчатки продовольствием.

Но больше всего водительского опыта Александр Стрижак набрался в армии, где срочную службу проходил в хозчасти батареи управления и артиллерийской разведки в Камень-Рыболове. Полтора года за рулём ГАЗ-66 помогли ему хорошо освоить тактические данные военной машины и выучить её устройство. Здесь приходилось не только крутить баранку, но и самому, засучив рукава, ремонтировать технику. Последние полгода дослуживал за рулём ЗИЛ-130 на целине, куда был откомандирован в составе бригады приморских бойцов.

— После армии снова вернулся в Находкинский морской рыбный порт, правда, не надолго. Когда я получил категорию «Д», мой товарищ Боря МИЗАЕВ переманил меня водителем автобуса в автопарк. Это было начало 70-х годов. Посадили на «ЛАЗ», возил пассажиров в Южно-Морской, Анну, Врангель. По асфальту ездили только до Душкино, дальше от поворота на Ливадию до Анны была грунтовка. Летом в салоне «ЛАЗа» стояла такая пыль, что земля скрипела на зубах. И для пассажиров, и для водителей эти маршруты были просто мучением. Зимой от развилки на Ливадию было очень скользко. Автобус бросало из стороны в сторону, особенно в сильный снегопад приходилось высаживать пассажиров и они пешком шли от Душкино до Ливадии и Южно-Морского. С большими трудностями автобусы поднимались и спускались с перевала в районе Средней. В общем, намучились изрядно. На этом направлении отработал около шести лет,- вспоминает Александр Стрижак.

Потом он перешёл на городские маршруты, где трудился на венгерских «Икарусах», сначала на обычном автобусе, а когда отрыл категорию «Е» — пересел, на так называемую «гармошку». В то время в Находке многие предприятия работали в полную силу. Только на Находкинском и Приморском судоремзаводах трудилось по шесть-семь тысяч человек. А морские порты? А фабрики? У населения меньше было личных авто. В часы пик на улицы выходила масса народа, которую нужно было перевезти в разных направлениях. Кстати, автобусов в АТП в то время было меньше, чем сейчас.

Особенно в холодное время года каждый старался уехать домой, как можно скорее. Автобусы шли переполненные. Машины часто ломались, на подъёмах не могли подняться, людей приходилось высаживать. А все упрёки в адрес АТП были вынуждены выслушивать водители. За рулём автобуса Александр Стрижак пережил четырёх начальников автопарка. Только при Алексее ГАШЕВЕ ситуация на предприятии стала меняться в лучшую сторону.

— В это время автобусный парк взялся строить по соседству многоквартирный жилой дом. Алексей Александрович, помню, ездил, чуть ли не по всему Приморью, чтобы найти для него бетонные сваи. У меня уже было двое разнополых детей, стоял в очереди на получение квартиры. Прихожу как-то к председателю месткома АТП Александру ЛАПШИНУ, а мне говорят, дескать, тут уже трёхкомнатных не осталось, все распределены. Подожди немного, заложим второй дом, там и получишь трёхкомнатную. Я говорю: «Нет, друзья, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Давайте мне двухкомнатную, а там будет видно. Очередной дом так и не заложили, и мы остались с семьёй на всю жизнь в двухкомнатной квартире, — рассказал собеседник.

Вместе с женой Надеждой Викторовной они вырастили двоих детей. Сын стал инженером-техником, обзавёлся семьёй, взял квартиру в ипотеку, где и живут поныне. Дочь также с семьёй проживает в квартире, которая досталась им от бабушки и дедушки. Жена Александра Ивановича – Надежда Викторовна работала в торговле, в других сферах, последние лет шесть трудилась вместе с мужем кондуктором на городских маршрутах, а сейчас находится на заслуженном отдыхе.

— Многие годы регулярно работаю на «девятке». Немалая часть пассажиров уже привыкли ко мне и моему белому южнокорейскому автобусу «Дайва». Как только увидят его, особенно на остановке «Кольцевая» – это Александр Иванович едет. Заходя в салон, здороваются. Буквально несколько дней назад одна из пассажирок говорит: «Я объявляю вам устную благодарность, что вы всегда без опозданий подаёте на конечной остановке автобус под посадку». Вроде, в шутку сказано, но приятно. Сам по себе я человек не конфликтный, а вот пассажиры попадаются разные. Со всеми стараюсь найти общий язык, не отвечаю грубостью на грубость.

Не раз делали заманчивые предложения из других компаний, но я живу рядом с автопарком, и бегать в поисках лучшей доли не хочу. Работаю по графику: два дня через два, остаётся время на личные дела. Пока есть здоровье, буду трудиться здесь и дальше. Производство отлажено, к коллективу привык. Возникшие поломки со слов водителя устранят на ремонтной зоне качественно и в срок. ТО-2 делается вовремя, нет проблем с запчастями. Как не работать в таких условиях? — подытожил Александр Стрижак.

На пенсию водитель-наставник вышел по льготной сетке. Чествовали с почётом. Здесь он получил звание «Ветеран труда». Соответствующее удостоверение вручили в торжественной обстановке на празднике, посвящённом Дню рождения Находки лет шесть назад. За многолетний труд и безаварийную работу в автобусном парке Александр Иванович награждался почётной грамотой АТП, Почётными грамотами думы Находки, администрации Приморского края, Законодательного собрания Приморского края и министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.