Помним героев

Герой Советского Союза гвардии красноармеец

ЯКОВ ИЛЛАРИОНОВИЧ БАЛЯЕВ

пулеметчик 355-го отдельного гвардейского батальона морской пехоты Шкотовского сектора береговой обороны Тихоокеанского флота.

ЯКОВ ИЛЛАРИОНОВИЧ БАЛЯЕВ родился 9 июня 1924 года в селе Усть-Кажа Алтайского края Здесь прошло его детство, здесь он учился в школе, вступил в комсомол, работал. Семья была многодетной поэтому необходимо было помогать родителям поднимать младших сестер и братьев.

22 июня 1941 года – день когда началась Великая Отечественная война, запомнился ЯКОВУ до мельчайших подробностей. Привычное течение жизни разом оборвалось: так страшное слово «война» вошло в его жизнь. Как и все сельские ребята ЯКОВ рвался на фронт, думал не успеет повоевать, без него разобьют фашиста. Неоднократно ходил в военкомат и райком комсомола. «Стреляю отлично, прошу направить на фронт», — писал в заявлении БАЛЯЕВ. Но призвали его лишь через год, в 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет. Направили его не туда , куда он стремился, а в противоположную сторону — на восток.

Попал БАЛЯЕВ на Тихоокеанский флот в морскую пехоту. Здесь , у берегов Тихого океана, он прошел школу боевой выучки показал себя дисциплинированным, умелым бойцом по всем видам подготовки . Его часто ставили в пример другим командирам и взвода, и роты. На стрельбище, в походах по пересеченной местности за ЯШЕЙ ( так его любовно называли товарищи) нелегко было угнаться. На боевых учениях он в нужный момент умел подавлять в себе страх и, встав во весь рост в тесном окопчике, метко бросал гранаты под гусеницы «японского» танка, на стрельбище мелкими выстрелами поражал очередями из пулемета и автомата появляющиеся в разных местах мишени. Ему не было равных в рукопашном бою. Он мог использовать как оружие любой предмет, оказавшийся у него под рукой. Рабочей закалки человек, он преодолевал любые трудности боевых будней.

БАЛЯЕВ неоднократно писал рапорты с просьбой отправить его на фронт, в действующую армию, но каждый раз получал отказ командования. Рядом был враг, готовый в любой момент ударить в спину , — милитаристская Япония. Тогда никто не знал, чего можно ожидать от японцев, которые, как и немцы, имели обыкновение нападать без объявления войны.

В ночь на 14 августа 1945 года корабли с первым эшелоном десанта, 355-м отдельным батальоном морской пехоты, находящиеся в открытом море, взяли путь на Сейсин. В густом тумане шли медленно, опасаясь напороться на японские корабли. Ночь перед боем десантники не спали. Бодрствовал и ЯКОВ БАЛЯЕВ. Всегда тихий и скромный, он был особенно задумчивый. Сослуживцы уважали немногословного паренька, ценили за боевое мастерство. Красноармеец БАЛЯЕВ служил пулеметчиком в 355-м отдельном батальоне морской пехоты Шкотовского сектора береговой обороны.

После высадки десанта Яков был включен в разведгруппу, которая получила задание обеспечить продвижение первой роты. Разведчики шли по направлению мыса Колокольцева. На восточной окраине города наткнулись на здание тюрьмы. Уничтожив стражу, они освободили из темных застенков закованных в кандалы узников- корейцев.

Первая рота штурмовала высоту 182,9. Японцы шквальным огнем преградили разведчикам путь. БАЛЯЕВ по-пластунски с ручным пулеметом в руках начал незаметно обходить сопку Десятки японцев падали, скошенные короткими очередями. На одном из этапов боя понадобилось засечь огневые точки противника. В разведку отправилось отделение старшего сержанта Федора Цветкова. На обратном пути оно оказалось в окружении. Выручать боевых товарищей отправился ЯКОВ БАЛЯЕВ. Искусно маскируясь, и часто меняя позицию, он мелкими очередями заставил самураев укрыться, давая возможность своим товарищам, по одному выходить из окружения. Так все отделение вышло без потерь, лишь два человека получили легкое ранение.

Все понимали, что разведчики вернулись живыми, потому что находчивый пулеметчик ЯКОВ БАЛЯЕВ совершил подвиг. А могли остаться там, между сопок, все без исключения, если бы не выручка смелого и верного товарища.

В результате умелых действий БАЛЯЕВА разведчики шаг за шагом приближались к вершине горы. Впереди было несколько вражеских огневых точек. Возникла необходимость провести доразведку, чтобы найти наиболее безопасный путь. ЯКОВ обратился к командиру с предложением направить в разведку его одного, а все остальные должны были усилить обстрел огневых позиций японцев. Предложение было принято, и ЯКОВ, заменив ручной пулемет на более легкий по весу автомат, ползком стал пробираться в расположение обороны противника, запоминая все, что видел вокруг. Разведав подходы к огневым точкам, он начал возвращаться назад. В этот момент японцы увидели ЯКОВА, ползущего возле камней и открыли по нему перекрестный огонь. Баляев искусно подлаживался к местности, и земля сама надежно оберегала умелого и оттого особенно бесстрашного воина. Через несколько минут он, живой и невредимый, лежал в укрытии, докладывая обо всем , что видел на высоте. В конце доклада ЯКОВ попросил командира поставить его в первый ряд наступающих, мотивируя тем, что он лучше других знает дорогу к сопке.

Под прикрытием огня пулеметчика разведгруппа, а за ней и вся рота решительно пошли в наступление. Гранатами и пулеметным огнем ЯКОВ гасил одну за другой огневые точки противника. Он был уверен, что еще один успешный бросок – и вершина окажется в руках морских пехотинцев. Во время очередной перебежки ЯКОВ почувствовал нестерпимую боль в ноге, пуля обожгла левую ногу, но он устоял. Бой достиг предельного напряжения, и тут уж, коли стоишь на ногах, думать о ране некогда. Чтобы вести прицельный огонь, он лег на землю, нажал на спусковой крючок, но выстрелов не последовало. В диске кончились патроны. Пока он менял пустой диск, японцы приблизились к нему вплотную. ЯКОВ стал отстреливаться в упор. И тут пулемет вновь замолчал. Его раскаленный ствол оказался разорванным. Японцы решили взять БАЛЯЕВА в плен. Но находчивый тихоокеанец, схватив пулемет за раскаленный ствол, стал бить им японцев, как бьют обыкновенной дубиной – направо и налево по звенящим каскам врага. Он бил японцев до тех пор,пока способен был видеть людей с озверевшими лицами, одетых в чужую, ненавистную военную форму. Во время неравной схватки вражеская пуля пронзила его грудь.

Морская пехота, воспользовавшись суматохой в стане врага, стремительно ринулась вперед и выбила японцев с сопки. На ее склоне матросы подобрали истекающего кровью ЯКОВА БАЛЯЕВА. Множество японских трупов лежали вокруг него.

-Все, что мог, братки, сделал, бейте врага до победы, — промолвил умирающий на руках товарищей герой.

Так шагнул в бессмертие обыкновенный русский парень, морской пехотинец воин- интернационалист ЯКОВ БАЛЯЕВ. В том, что противнику удалось отступить , большая заслуга смелого и умелого пулеметчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу ЯКОВУ ИЛЛАРИОНОВИЧУ БАЛЯЕВУ было посмертно присвоено звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Его прах покоится в братской могиле на сопке Камальсам в Корее. За которую пролил кровь и погиб 15 августа 1945 года отважный пулеметчик и где благодарные корейцы создали мемориальный комплекс советским воинам — освободителям.

Имя БАЛЯЕВА навечно занесено в списки родной части. На Русском острове установлен обелиск, на улице , названной в его честь во Владивостоке, установлена мемориальная доска.

На родине БАЛЯЕВА установлен памятник солдату, создан музей Героя, названа улица именем Героя, где жил его отец, названо судно Западно-Сибирского речного пароходства.

В селе Душкино города Находка Приморского края в честь Героя Светского Союза названа одна из лучших улиц – улица БАЛЯЕВА.

Татьяна ХАРЧЕНКО,

председатель общественной организации

«Дети войны» пос. Южно-Морского г. Находка

Запись опубликована в рубрике День Победы в Великой Отечественной войне. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий