Права формировались столетиями

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Общества древних людей строились по родовому принципу. Главной заботой наших далеких предков было не погибнуть от голода, холода и подстерегающих опасностей. Люди очень скоро поняли, что выжить будет легче, если они научатся договариваться между собой.
Право существовало задолго до того, как были написаны первые законы, потому что у людей очень быстро возникла необходимость отстаивать свои права. Древний человек отстаивал их силой. У слабого не было никаких прав, если не имел покровителя. Не так быстро люди поняли, что сильным защитником может быть государство. Как только оно появилось, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
В Древнем Вавилоне на площади перед царским дворцом возвышался каменный столб, на нем клинописью были нанесены законы. На вершине столба – изображение сидящего в кресле человека, который протягивает другому судейский жезл. Законы вавилонского царя Хаммурапи (кодекс Хаммурапи) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов, которые были необычайно жестокие. А древнегреческий реформатор Солон сделал очень много для утверждения прав человека.
С тех пор прошло много времени и было принято много законов, с помощью которых люди пытались упорядочить свою жизнь. Но только в XX веке, 10 декабря 1948 года, появился документ, который четко определил основные права людей. Этот документ назвали Всеобщей декларацией прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то всякая неразбериха в жизни людей и государств немедленно прекратятся. А для того чтобы соблюдать какие-либо правила, их нужно знать. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН).
Через некоторое время правительства большинства стран мира решили, что у детей тоже должны быть свои права. Права детей соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы. Так появились Декларация прав ребенка (1959 год) и Конвенция о правах ребенка (1989 год). В этих документах содержатся права тех, кому не исполнилось 18 лет.
Правила, которые устанавливаются государством и обязательны для исполнения всеми, называются законами. Законы поддерживают в обществе порядок, защищают нас от опасностей, ошибок, преступлений. Они определяют, что такое хорошо и что такое плохо, какие поступки можно совершать, а какие поступки приносят беды и неприятности.
Но каждое право порождает обязанность. Одна из обязанностей гражданина России – знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда его граждане не нарушают законы), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как защитить себя и своих близких). А у несовершеннолетних, например, обязанности — уважение к старшим, любовь к родителям, уважение чести и достоинства старших и сверстников, соблюдение общепринятых правил поведения, обращение друг к другу по имени, этических норм и т.д. И от усилий каждого человека (взрослого или ребёнка) зависит, будем ли мы жить в мире и согласии, уважая права друг друга.
Раиса Баукова,
учитель истории и обществознания, руководитель пресс-центра «РАДИУС» СОШ №20 НГО

Проблема детства
Как вы думаете, как часто дети слышат фразы в свою сторону от взрослых, такие как: “Ты не имеешь права так поступать”, “Ты ничего не знаешь и не понимаешь”, “Ты не имеешь права отстаивать свое мнение, так как маленький”? Надо признать, что проблема прав ребёнка и защиты детства существует.

Всё чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Как вы думаете, сколько недопониманий происходит между взрослыми и детьми? Достаточно много, из-за чего случаются частые ссоры, недосказанные слова, противоречия со взрослыми, сквернословие в сторону друг друга, нежелание друг друга понимать. А в масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации. В современном мире взрослые не принимают права детей как должное, игнорируют равноправие, из-за чего дети уже не уверены в своих полномочиях.
Большинство учащихся знают свои права и готовы их отстаивать. В наше время не стоит забывать о детях и их правах, ведь дети — это будущее нашей страны, от них зависит будущее человечества. Права детей должны изучаться в школах, колледжах для того, чтобы не только взрослые помнили об этих правах, но и чтобы сами дети знали о своих правах. Права ребенка предоставляют дорогу в жизнь, многие возможности, защиту со стороны государства.
Анна МАРГАРЯН

Что я думаю о правах ребенка?
В первую очередь ребенок имеет право на жизнь. У ребенка обязательно должны быть родители и другие родственники. Он имеет право на нормальное воспитание.

Если не вложить подрастающему человеку, ребенку, правильные ценности и нормы поведения, то хороший человек из него не получится. Даже практические жизненные навыки без обучения будут недоступны и не освоены. Например, человек, не наученный понятию чистоты, будет мусорить вокруг себя, не замечая, что это плохо.
Также очень важен и личный пример родителей и окружающих людей. Я думаю, что права ребенка напрямую зависят от его обязанностей. Чем больше человек сам делает полезного для семьи и общества, тем больше у него каких-либо прав.
Михаил Дементьев

Права ребенка: миф или реальность?
Кто такой ребенок? В общем понимании ребенком можно считать человека с его рождения до 11-летнего возраста. Именно с этого возраста начинается период отрочества. Однако с юридической точки зрения, ребенок – человек, не достигший совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста.

У ребенка есть права — на имя, жизнь, расти и воспитываться в семье, право на питание. Все это закреплено в российском законодательстве. А есть ли у детей права с политической точки зрения? С этим можно поспорить. Например, дети не могут голосовать, зарабатывать деньги (до 14 лет), оформлять документы, карты, распоряжаться имуществом, денежными средствами, наследством.
Но все же у детей есть право выбора. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда родители разводятся и встает выбор, с кем будет жить ребенок. Если ребенку исполнилось 10 лет, в суде ему дают выбор, с кем он будет жить: с мамой или папой. До достижения этого возраста решение за ребенка примет суд. С 14 лет ребенок может привлекаться к легкому труду с письменного согласия родителей. С наступлением 14-летнего возраста придется отвечать за уголовные преступления, нести имущественную ответственность.
Поэтому давайте не будем забывать, что у ребенка есть не только права, но и ответственность за поступки. И это не миф!
Сергей ВЛАДИМИРОВ

Относитесь к нам
с уважением
Дети и подростки в современном мире часто сталкиваются с ситуациями, где приходится отстаивать свои права, для того чтобы бороться с эйджизмом.

Эйджизм — дискриминация по возрасту. Дети хотят, чтобы их воспринимали наравне со взрослыми людьми, воспринимали их адекватно и без недоверия по возрасту. У ребёнка есть и обязательно должны быть свои права. Дети — подрастающее поколение, за которым будущее, поэтому нельзя в чем-то принижать их или относиться несерьёзно только потому, что они ещё не прожили свою жизнь. Дети заслуживают свои права и жизнь без ущемлений.
Настя МОИСЕЕВА

Запись опубликована в рубрике Молодёжная орбита. Добавьте в закладки постоянную ссылку.